За эту неделю пришли две новости, которые, по прогнозам, кардинально изменят ситуацию на границах Беларуси со странами ЕС, по крайней мере, на время. Вначале Латвия объявила о том, что перестает пропускать на свою территорию автомобили с белорусскими регистрационными номерами, с завтрашнего дня для такого транспорта закрывается и литовская граница. Остается «Брест» — «Тересполь» на границе с Польшей. Ну а Onliner вместе с читателями фиксируем то, какой мы помним границу до недавнего времени, собирая рассказы тех, кто недавно пересекал ее в ту или другую сторону.
По теме: Эстония запретила въезд авто на белорусских номерах
33 часа в очереди, «народные дружины»
— Ездили на машине в поездку по Литве и Польше. Границу в обе стороны проходили через пункты пропуска «Бенякони» — «Шальчининкай», — рассказывает корреспонденту Onlíner наша читательница. — Туда выезжали 29 июня около 12 часов дня, на дорогу до границы и само прохождение ушло всего 10,5 часа. Обратно ехали 9 июля вечером. Решили не менять пункт пропуска, потому что у нас был последний ночлег в Друскининкае, хотя Польша на тот момент уже ввела ограничения по вывозу товаров, и мы предполагали, что через Литву будет аншлаг. В итоге через последний шлагбаум домой проехали спустя 33 часа, рано утром 11 июля. Из них 29 часов двигались к первому шлагбауму.
29 часов ожидания и прохождение контроля в двух пунктах пропуска всего за 4 часа — вот реальность последнего времени.
И настоящая проблема для тех, кто проводит сутки в очереди, — «проскочуны», то есть те, кто пытается проехать без очереди.
— Очень много было таких, и, вероятно, не все они ехали по уважительной причине. Мужчины потом даже организовали «народную дружину»: проверяли каждую машину, которая без очереди пыталась влезть, и отправляли многих на разворот. Нас перед последним рывком к первому шлагбауму пытался объехать «поляк», который стоял с другой стороны на обочине, пришлось идти практически на таран: мама стала перед ним на дороге и не пускала, затем подбежали мужчины и прогнали его обратно на обочину. В общем, поездка за границу на авто сейчас — тот еще квест, — говорит собеседница.
Еще раз подчеркнем: так было до того, как две сопредельные страны объявили о закрытии своих границ для машин с белорусской регистрацией.
Видео с теми самыми «дружинами». Конфликт на границе
Те самые очереди и те самые «народные дружины», о которых нам рассказали, попали на видео другого нашего читателя. Он ехал через границу 10 и 11 июля. Как видите, изменилось не так и много.
А вот ситуация, запечатленная еще одним читателем. Конфликт на границе, жесткое выяснение отношений. Причина все та же: попытка проехать без очереди.
— Началось с того, что перегонщики вклиниваются в очередь, держат ее друг для друга. А закончился конфликт тем, что «проскочун» поехал в начало очереди, — рассказал нам автор видео.
«16 часов ожидания и 3 часа оформления»
Еще одна типичная история.
— Ехали в понедельник, 15 июля, из Польши на авто в Беларусь через Варшавский мост. В 16:00 были в хвосте очереди на въезд. Предварительно в очереди было 80 машин, к ночи их стало около 100, регулярно в очередь вклинивались новые машины (продажи мест поближе к шлагбауму на въезд). Через 19 часов выехали на белорусской стороне. Все проверки и досмотры внутри пунктов пропуска заняли около 3 часов. То есть 16 часов ожидания и 3 часа оформления, — рассказал корреспонденту Onlíner еще один наш читатель.
— «Брест» — «Тересполь». Ехал 14 июля. Выезд из Минска на поезде до Бреста, в 13:40 был в Бресте. Такси до границы. Там взяли во второй автобус перед шлагбаумом. В пункт пропуска въехали примерно в 16:00. С белорусского терминала выехали примерно в 23:00, поляков прошли и покинули границу примерно в 01:40 (по белорусскому времени). В 01:50 были в Тересполе, — есть у людей и такой опыт.
— Ездил в Литву через «Бенякони» на авто. 6 июля в 10 утра въехал в зону ожидания (был 14-м) и через 5 часов был в Литве. Назад ехал в субботу, 13 июля. В 10:00 уже был в «Шальчининкае», но переехал в Беларусь только вечером следующего дня, в 19:00 (33 часа ожидания на границе). На обратном пути заметил, что из Беларуси все так же мало машин на выезд, и проходят они за относительно адекватное время (меньше 12 часов). Особенности: основное время литовских таможенников тратят автоперегонщики, и их там все еще очень много. Все «мутные» движения на границе ночные и, как правило, связаны с тем, что можно объехать тех, кто спит, или выехать из другого поворота ближе к границе (объехать очередь), поэтому ночью поспать выходит мало. Но места при мне никто не продавал, — поделился своими впечатлениями еще один наш читатель.