Трагедия в Брестской области: отцепившийся прицеп унес две жизни

«Хочешь ездить — плати». Большое интервью с директором УП «Белтехосмотр»

31.12.2021 14:55
Транспорт

Подводить итоги года вместе с Юрием Ленчевским, директором УП «Белтехосмотр», уже стало нашей традицией. В декабре 2020-го интервью вышло, мягко говоря, пессимистичным: автомобилисты объезжали станции диагностики стороной, статистика неумолимо падала, пишет av.by.

Юрий Ленчевский

Вдалеке мелькал робкий лучик надежды: скоро отвяжут дорожный сбор от техосмотра — и водители сами выстроятся в очереди. 1 января изменения действительно вступили в силу, на станциях машин прибыло. А весной автовладельцев ждал ещё один сюрприз: камеры фотофиксации начали определять нарушителей, ездящих без техосмотра. Хаос и ажиотаж — так в двух словах можно описать то, что творилось тогда на станциях. Как сильно изменилась статистика и к чему стоит готовиться тем, кто всё так же игнорирует техосмотр, — в новом материале.

«По сравнению с 2020-м статистика улучшилась почти в два раза»

— Начну с того, что 2020-й можно назвать худшим за всё время существования предприятия. К счастью, в этом году ситуация кардинально поменялась. В январе к нам буквально хлынул поток автомобилистов, которые так ждали отвязки дорожной пошлины от техосмотра.

А в марте здесь вообще всем обрывали телефоны! Запись была забита на месяц вперёд, но люди всё равно звонили и просили вклинить их в очередь. Я сам, если честно, не смог вовремя заехать на станцию! Пришлось месяц ждать.

— Но скоро стало понятно: система не совершенна. Чтобы попасть в объектив камеры фотофиксации, нужно ещё нарушить скорость. И только после этого проверят, есть ли у тебя техосмотр. Что произошло, когда водители это осознали?

— Статистика, конечно, начала падать, а с ней и количество желающих пройти техосмотр. Их число уменьшалось каждый месяц. Тем не менее всего за этот год было выдано более 1,5 миллиона разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Это более чем в два раза превышает результат нашей работы за 2020-й.

— К нам на редакционную почту часто приходили сообщения, в которых читатели делились, что получали «письма счастья» за скорость, но больше никаких штрафов им не приходило, хотя ездили без ТО. Получается, не все камеры могут проверить техосмотр?

— Проект только стартовал, поэтому не всё работало так, как надо. Признаюсь честно: некоторые камеры не были подключены к этой системе. Но с января 2022 года таких нюансов точно не будет! Какие спидкамы пока что не проверяют наличие техосмотра? Пусть это будет сюрпризом для водителей. К тому же сейчас появились более современные камеры фотофиксации, которые могут в потоке распознавать номера машин, не прошедших техосмотр. И неважно, нарушил водитель скоростной режим или нет: никто не останется незамеченным! Сейчас мы подписываем соглашение с «Безопасными дорогами», чтобы начать с такими камерами работать. Уже в январе грядут большие изменения.

«Хочешь ездить — плати»

— Давайте вернёмся к дорожному налогу. Его должен уплачивать раз в год каждый, кто владеет транспортным средством. Но у многих представителей старшего поколения машина всю зиму стоит в гараже в ожидании дачного сезона. Мотоциклы проводят на крытых парковках и того больше. Тем не менее их владельцы вносят в казну столько же, сколько те, кто каждый день пользуется личным авто. Как-то не очень честно получается.

— Честного и справедливого варианта, который устроил бы всех, не найти. Столько лет обсуждали, как этот транспортный налог взимать. У меня волосы дыбом вставали от предложений!

Вопрос с сезонной оплатой тоже поднимался. Но, чтобы её контролировать, пришлось бы дополнительно и камеры задействовать, и программу извещения под это делать.

Самым простым вариантом, который к тому же не требовал бы дополнительных вложений, был имеющийся на сегодня. Его можно сравнить с налогом на недвижимость. Есть у тебя дом за городом — неважно, живёшь ты в нем или нет, всё равно пошлину надо уплачивать. А не нужна тебе такая дача или машина в гараже — так продай. Тем более по сравнению с пошлиной налог был уменьшен. Я на данный момент не вижу других альтернатив.

— Будут автомобилисты проходить техосмотр вовремя или нет — это во многом сегодня зависит от Госавтоинспекции. Вот выпишут человеку пару раз штраф — может, и одумается. Как у вас налажена работа с ГАИ? Довольны ли вы количеством совместных рейдов?

— С ГАИ мы бы хотели сотрудничать на регулярной основе. У нас на дорогах работает много патрульных машин ДПС. Ежемесячно они проводят различные рейды: и по шинам, и по нетрезвым водителям. Потом сообщают: вот выявлено столько-то нарушителей. А что мешало заодно проверить и техосмотр у тех, кого останавливали? Ведь чем чаще об этом будут говорить и писать — тем больше шансов, что мы наконец-то достучимся до автолюбителей.

И никаких предупреждений — только штраф. Неисправных машин на дорогах быть не должно! Этот лозунг нужно написать красными буквами у каждого на лбу. И тогда сразу уменьшится количество ДТП. Потому что если авто в надлежащем состоянии — пройти ТО не составит никаких проблем. К сожалению, не про нас фраза: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Хочешь ездить — плати и поддерживай его в исправном состоянии. Это реалии нашего времени.


Что ещё хотелось бы поменять в работе ГАИ? Если во время аварии никто не пострадал — в статистике Госавтоинспекции нигде не будет отражено, был автомобиль технически исправен или нет. А ведь ДТП могло произойти из-за проблем в тормозной системе или тусклого света фар. Я неоднократно пытался эту мысль донести до руководителей ГАИ. Но у них свои какие-то взгляды на статистику.

Да и к страховым организациям есть вопросы. Если машина не прошла техосмотр, то как ей можно полис открывать? Должно быть так: сначала проверка состояния ТС, потом получение страховки и лишь после — допуск к дорожному движению. Это несложно реализовать: нужно лишь желание всех заинтересованных органов.

— Но не даст ли такой метод кнута обратный эффект? Ведь, возможно, тогда на дорогах станет меньше водителей с действующей страховкой...

— Страховые компании как раз этого и боятся. Но я считаю, что нужно не тушить пожар, а его предупреждать. Страховая включается в работу только тогда, когда автомобиль уже получил повреждения. А нужно работать над тем, чтобы аварий было как можно меньше. И при должном контроле ГАИ, как я уже говорил, без страховки и техосмотра никто ездить не будет.
 

Те, кто застал 1990-е годы, когда не было обязательного страхования, наверняка помнят: автовладельцы в большинстве случаев сами разбирались, как возмещать ущерб. И не дай бог рядовому гражданину врезаться в какой-нибудь дорогой Mercedes — потом всю жизнь расплачиваться будет! Думаю, никто к этому возвращаться не хочет.

«За границу не выедешь без техосмотра»

— Сейчас мы работаем над заключением соглашения с Таможенным комитетом, чтобы за границу на автомобиле без техосмотра выехать было нельзя. Мы уже получили положительный ответ от заинтересованных органов. Осталось только отладить все механизмы. Конкретную дату не назову, но в ближайшее время всё заработает.

— А что делать с теми, кто едет отдыхать в Россию или через неё?

— Все дырки мы, конечно, не закроем. Но в перспективе, может, и там граница будет. Или вообще мы объединимся в одно государство.

Вот в России обязательный техосмотр отменили, исследуют исправность авто прямо на дорогах. Это очень авантюрное решение. Вряд ли мы к такому у нас придём.

— До сих пор на диагностических станциях не проверяют работу двигателя, исправность ABS. Ждут ли нас изменения?

— С сентября следующего года планируется переход от национального ТКП к техрегламентам Таможенного союза. Проверять будем всё то же самое, ужесточатся лишь технические требования. Но пока мы не приступили к разработке инструкций, по которым диагностические станции будут работать. Поэтому рано об этом говорить.

— А что насчёт новых автомобилей? Первые два года им не надо проходить техосмотр. Они получают лишь допуск к участию в дорожном движении. Но сейчас в основном дилеры предоставляют гарантию на три года. Возможно, вам стоит продлить установленную отсрочку?

— Действительно, сейчас об этом ведутся разговоры, но они больше кулуарные. Возможно, когда-нибудь владельцам авто из салона придётся проходить техосмотр только по окончании гарантии. Но у нас в этом плане достаточно трудно поменять законодательство. Так что в ближайший год изменений точно не предвидится.

«Навели порядок даже с таксистами»

— Представители бизнеса всегда были более дисциплинированными, чем владельцы личных автомобилей. Исключение — таксисты. Не изменилась ли статистика в худшую сторону?

— Юрлица как проходили техосмотр до отвязки дорожного налога, так и сейчас не перестали. Примерно 15% всех выданных разрешений на участие в дорожном движении приходится на служебные автомобили. Это потому, что среди них много международных перевозчиков — а там без техосмотра никак. Хотя есть и пытающиеся увильнуть — те же маршрутчики например.

Большая проблема у нас была с таксистами. Им нужно проходить техосмотр два раза в год. Поэтому пошлину раньше они тоже уплачивали дважды. Это была какая-то дыра в законодательстве. Но сегодня и с данной категорией более-менее порядок навели.

— Недавно вы объявили об эксклюзивной услуге под названием «Комфортный техосмотр». Она заключается в том, что ваш специалист приедет за машиной, пройдёт на ней ТО и вернёт авто обратно владельцу. Наших читателей тогда поразила цена — 195 рублей! Много ли человек оказалось готовыми столько заплатить за экономию времени?

— К сожалению, пока этой услугой никто не воспользовался. Но мы и не планировали быстрого отклика на данное предложение. Это нишевой продукт, рассчитанный на определённую категорию клиентов. Например, бизнесменов, у которых нет личного водителя.

— А если говорить о простых гражданах, какие-то новые услуги можете анонсировать?

— Мы постоянно думаем над новыми направлениями деятельности. Например, в Бресте и Витебске на наших объектах работают шиномонтажи с возможностью сезонного хранения шин. На ряде станций к сезону будет доступна услуга заправки кондиционеров. Собираемся осуществлять регулирование развала-схождения колёс, компьютерную диагностику автомобилей, освидетельствование рефрижераторов. Также на одном из столичных объектов планируется установка зарядной станции для электромобилей.

Кроме того, мы внедрили систему лояльности и в начале года раздали дисконтные карты автовладельцам. Работаем над личным кабинетом на сайте. Теперь там есть предварительная запись на диагностику, возможность оплачивать заранее.

А как только мы закончим с сайтом — приступим к разработке мобильного приложения, что ещё больше упростит жизнь водителям. Но с их стороны мы тоже ждём шаг навстречу — хотя бы желание этот самый техосмотр пройти. Без кнута и пряника.