Минчанка купила себе новый холодильник, но спустя пару дней совместной жизни стало ясно, что они друг другу противопоказаны. У девушки небольшая квартира, а холодильник шумит так, что не дает ей уснуть ночью. При этом попытки вернуть товар или хотя бы оставить о нем отзыв успехом не увенчались. Выясняем с юристом, можно ли вернуть товар из-за шума и в чем сложность возврата бытовой техники.
«Он включается и начинает гудеть так, что я ночью вскакиваю»
По словам Ирины, приехавший на вызов мастер замерил шум в 35 дБ. Переводя на нормальный язык — противно, но не смертельно.
— Спустя несколько дней оказалось, что он шумит несовместимо с жизнью. Он часто включается и начинает гудеть так, что ночью я вскакиваю из-за этого шума, — жалуется Алена. — Продавец сказал вызывать мастера, чтобы тот проверил качество товара. Мастер приехал, замерил шум: он оказался в пределах нормы — 35 дБ при норме в 40. Когда мастер оформлял документы, холодильник как раз начал противно дребезжать, и он придерживал его локтем, чтобы дописать, что все в порядке. С тем, что шум объективно противный, мастер согласился, но по уровню шума в законодательстве это — норма.
Девушка не понимает, что теперь делать: жить в этом шуме невозможно, а вернуть товар нельзя. Неужели нет никаких способов?
— Я читала, что сложные бытовые товары можно вернуть в случае, если в них есть существенные недостатки или указана недостоверная информация о товаре. Но не понятно, можно ли считать существенным неустранимым недостатком шум, даже если он вписывается в норму для холодильников? И на основании этого вернуть товар. Это субъективный показатель, но для меня он очень важен. Я хочу спокойно спать и жить, не слыша это дребезжание!
Примечательно, что 16 из 17 отзывов под товаром показывают оценку «пять из пяти», самым частым достоинством указывается именно тихая работа. Девушка решила оставить свой собственный отзыв, но не тут-то было.
— До покупки я смотрела отзывы, ведь в моей маленькой кухне тишина была одним из ключевых показателей. Все писали, что холодильник работает тихо. Сейчас-то я понимаю: ну как он может работать тихо, если уже на сайте указан уровень шума в 40 дБ? Захотела оставить негативный отзыв на сайте, но магазин отклонил его, написав, что они уже ответили мне ранее письмом. Теперь подозреваю, как появляются только позитивные отзывы о товаре. Поискала отзывы в других местах, и оказалось, что эта модель — лотерея. Кому-то повезет, и он будет работать тихо, а у других будет полный шума ужас, — комментирует владелица шумного холодильника.
Юрист: «Если указано, что холодильник работает беззвучно или тише, чем в реальности, то можно предъявлять претензию»
В санитарных нормах указано, что максимально допустимый уровень шума в квартире с 7:00 до 23:00 — 55 дБ, а с 23:00 до 7:00 — 45 дБА. Уровень шума современного компрессионного холодильника составляет в среднем 37—42 дБ. Показатель шума холодильника читательницы — это средний уровень шума (от 35 до 39 дБ). Переводя с языка цифр, жить в таком шуме возможно, но удовольствия мало и отдыхать проблематично.
Выходит, холодильник хоть и портит жизнь владелице, но «в пределах допустимого». То есть вернуть его никак не выйдет?
— Законом «О защите прав потребителей» предусмотрены несколько оснований для расторжения договоров купли-продажи и возврата денежных средств. К таким основаниям в том числе относятся ненадлежащее качество товара и предоставление недостоверной информации о товаре, — поясняет юрист Регионального общества защиты потребителей Александра Юмудова. — Что касается качества технически сложных товаров, в частности холодильника, то по истечении 30 календарных дней его возможно вернуть только при наличии в товаре существенного производственного недостатка (то есть стоимость устранения недостатка составляет более 30% от стоимости товара или недостаток проявляется вновь после его устранения). Если же товар соответствует всем требованиям технических нормативных правовых актов, то его вернуть нельзя.
Насчет нюансов по шуму и корректности работы таких товаров лучше консультироваться с товароведами в экспертных учреждениях, говорит юрист. Не верите заключению одного — сходите к другому.
— Если же говорить о второй причине для возврата — недостоверности представленной продавцом информации, то важно обратить внимание на информацию в описании товара. Если на сайте указано, что холодильник работает беззвучно или его громкость составляет, например, 10 дБ, а по факту он шумит на все 35 дБ, то основания для предъявления претензии имеют место. А вот если информация о шуме предоставлена вообще не была, то нарушений тоже нет — по закону это делать необязательно. В случае Алены продавец указал на своем сайте уровень шума для данной модели холодильника в 40 дБ, потому перспективы победы в таком споре для нее, увы, практически нет, — подытожила юрист.