Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

И переобувать не надо! Удивительная история моноколеса Dynasphere из 1930-х

07.05.2023 17:28
История

Сегодня моноколесо ассоциируется в большинстве своем с электрическим мобильным средством передвижения – вы наверняка видели его на улицах или, как минимум, хотя бы на фото. История вовсе не нова, а если погрузиться в прошлое, то можно отыскать и своеобразного предка современного моноколеса, который способен впечатлить еще больше.

И переобувать не надо! Удивительная история моноколеса Dynasphere из 1930-х

Вдохновляясь Да Винчи

Предок назывался Dynasphere и был создан в 1930-х годов в Англии. На тот момент на дорогах уже были более привычные и понятные всем четыреколесные машины, но ведь это скучно! Говорят, что создатель Dynasphere Джон Первес не в последнюю очередь вдохновлялся работами Леонардо Да Винчи. И если Да Винчи лишь предполагал, каким может быть транспорт, Первес смог воплотить эту идею в жизнь.

История умалчивает о том, каких трудов Первесу стоило построить Dynasphere. Но он смог это сделать и даже сразу в двух экземплярах. Первый прототип был электрическим, но с электромобилями в те годы дела обстояли явно не очень – информации о нем, кроме как о самом факте существования, сегодня почти нет.

И переобувать не надо! Удивительная история моноколеса Dynasphere из 1930-х

Наибольшее внимание привлек прототип с традиционным двухцилиндровым двигателем. Двигатель, коробка передач, колеса – вроде бы из этих элементов состоит и обычный автомобиль, но в Dynasphere все было перевернуто с ног на голову. Мощность двигателя составляла до 6 л.с. – иные источники указывают число вдвое меньшее. При весе около полутоны трехметровое колесо-автомобиль могло разгоняться примерно до 40 км/ч. Как нетрудно догадаться, большая часть веса приходилась именно на внешнее колесо, которое являло собой металлический каркас с кожаным покрытием или без него – опять же, прототипов было несколько.

Обычные колеса у Dynasphere на самом деле тоже были. Они находились под сиденьем-водителя и вращали специальные направляющие, что в итоге и приводило транспорт в движение. Руль, хоть и присутствовал, на деле был далеко не так эффективен, как хотелось бы: водитель должен был помогать колесу в поворотах, наклоняясь в нужную сторону.

И переобувать не надо! Удивительная история моноколеса Dynasphere из 1930-х

Кривая дорожка

Практичность вообще не была сильной стороной Dynasphere. Перевезти что-то габаритное на нем вряд ли бы получилось. От дождя и солнца автомобиль не спасал, а вся грязь с дороги непременно летела бы в водителя и пассажиров. И если кабину при желании еще можно было доработать, то еще с одной проблемой бороться было гораздо сложнее. Там, где у традиционного автомобиля располагается лобовое стекло, у Dynasphere постоянно мелькал перед глазами движущийся каркас, с которым ничего нельзя было поделать.

К конструкции были и другие вопросы. Молчим про безопасность – в 1930-х о ней задумывались едва ли не в последнюю очередь. Но что делать, если колесо перевернется? На старых видео хорошо заметно, как колеса кренятся из стороны в сторону. Dynasphere нельзя назвать совсем уж неустойчивым, но и особо доверия оно не вызывало. Ведь, в случае чего, его вряд ли получится нормально даже отбуксировать!

Первес все эти недостатки словно не замечал. Он видел в подобных простых формах будущее автопрома, правда, не особо конкретизируя, почему это будущее должно выбирать Dynasphere. Более того, из Dynasphere хотели сделать даже автобус, который выглядел еще более странно.

И переобувать не надо! Удивительная история моноколеса Dynasphere из 1930-х

Было бы удивительно, если бы изобретение вообще добралось до серийного производства. Но перечисленные недостатки (которые всегда можно отыскать в дополнение к самым очевидными) не оставляли шансов изобретению. Кроме того, колесо банально не очень хорошо передвигалось. Ехать вперед получалось еще более-менее, а вот тормозило и поворачивало оно из рук вон плохо.

Источник: Автобизнес