Сегодня моноколесо ассоциируется в большинстве своем с электрическим мобильным средством передвижения – вы наверняка видели его на улицах или, как минимум, хотя бы на фото. История вовсе не нова, а если погрузиться в прошлое, то можно отыскать и своеобразного предка современного моноколеса, который способен впечатлить еще больше.
Вдохновляясь Да Винчи
Предок назывался Dynasphere и был создан в 1930-х годов в Англии. На тот момент на дорогах уже были более привычные и понятные всем четыреколесные машины, но ведь это скучно! Говорят, что создатель Dynasphere Джон Первес не в последнюю очередь вдохновлялся работами Леонардо Да Винчи. И если Да Винчи лишь предполагал, каким может быть транспорт, Первес смог воплотить эту идею в жизнь.
История умалчивает о том, каких трудов Первесу стоило построить Dynasphere. Но он смог это сделать и даже сразу в двух экземплярах. Первый прототип был электрическим, но с электромобилями в те годы дела обстояли явно не очень – информации о нем, кроме как о самом факте существования, сегодня почти нет.
Наибольшее внимание привлек прототип с традиционным двухцилиндровым двигателем. Двигатель, коробка передач, колеса – вроде бы из этих элементов состоит и обычный автомобиль, но в Dynasphere все было перевернуто с ног на голову. Мощность двигателя составляла до 6 л.с. – иные источники указывают число вдвое меньшее. При весе около полутоны трехметровое колесо-автомобиль могло разгоняться примерно до 40 км/ч. Как нетрудно догадаться, большая часть веса приходилась именно на внешнее колесо, которое являло собой металлический каркас с кожаным покрытием или без него – опять же, прототипов было несколько.
Обычные колеса у Dynasphere на самом деле тоже были. Они находились под сиденьем-водителя и вращали специальные направляющие, что в итоге и приводило транспорт в движение. Руль, хоть и присутствовал, на деле был далеко не так эффективен, как хотелось бы: водитель должен был помогать колесу в поворотах, наклоняясь в нужную сторону.
Кривая дорожка
Практичность вообще не была сильной стороной Dynasphere. Перевезти что-то габаритное на нем вряд ли бы получилось. От дождя и солнца автомобиль не спасал, а вся грязь с дороги непременно летела бы в водителя и пассажиров. И если кабину при желании еще можно было доработать, то еще с одной проблемой бороться было гораздо сложнее. Там, где у традиционного автомобиля располагается лобовое стекло, у Dynasphere постоянно мелькал перед глазами движущийся каркас, с которым ничего нельзя было поделать.
К конструкции были и другие вопросы. Молчим про безопасность – в 1930-х о ней задумывались едва ли не в последнюю очередь. Но что делать, если колесо перевернется? На старых видео хорошо заметно, как колеса кренятся из стороны в сторону. Dynasphere нельзя назвать совсем уж неустойчивым, но и особо доверия оно не вызывало. Ведь, в случае чего, его вряд ли получится нормально даже отбуксировать!
Первес все эти недостатки словно не замечал. Он видел в подобных простых формах будущее автопрома, правда, не особо конкретизируя, почему это будущее должно выбирать Dynasphere. Более того, из Dynasphere хотели сделать даже автобус, который выглядел еще более странно.
Было бы удивительно, если бы изобретение вообще добралось до серийного производства. Но перечисленные недостатки (которые всегда можно отыскать в дополнение к самым очевидными) не оставляли шансов изобретению. Кроме того, колесо банально не очень хорошо передвигалось. Ехать вперед получалось еще более-менее, а вот тормозило и поворачивало оно из рук вон плохо.