В разгар летнего сезона использование прицепов – не редкость. Правда, есть нюансы, которые могут привлечь внимание инспекторов ГАИ.
Читатель Алексей: «В этот день я запланировал отвезти длинные доски на дачу, чтобы поработать на выходных в мастерской на свежем воздухе без городской суеты. Накануне договорился с арендодателем прицепов и забронировал один из них.
В 10:40, выезжая со двора с проверенным при осмотре прицепом, заметил курсирующий автомобиль ГАИ. В голове проскочила нехорошая мысль… И да, мой маршрут совпал с направлением движения патрульной машины. Объезжать «опасный» участок я не захотел, так как был ограничен по времени, торопился.
Патрульная машина стояла в среднем ряду, и инспектор, который сидел на месте пассажира, пристально рассматривая рядом находившиеся автомобили, проверял их в своем планшете. Наблюдая за этим на светофоре, я заметил его сканирующий взгляд в мою сторону. А через несколько секунд после того как я тронулся, я увидел в зеркало заднего вида мигалку того же патрульного автомобиля.
Я понял, что сигнал сирены относится ко мне. Приняв правее, остановился. Инспектор в звании майора милиции подошел ко мне и потребовал предъявить документы на право управления транспортным средством. Я показал их и поинтересовался, что не так. Инспекторы указали мне на нарушение статьи 18.11 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» – отсутствие разрешения на допуск к участию в дорожном движении. С этим я не мог не согласиться – такого разрешения у меня действительно не было.
Далее инспектор заявил о нарушении мной ст. 18.14 Административного кодекса (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления) – и вот тут я был ошарашен. Как же так, ведь действующее водительское удостоверение у меня при себе? Оказалось, что, согласно закону «О дорожном движении», я со своим водительским удостоверением разрешенной категории B не имею права управлять автомобилем с прицепом, если их технически допустимая общая масса превышает 3500 килограммов – нужна категория ВЕ.
Я попытался объяснить, что прицеп, который я буксировал, не относится к данному пункту закона «О дорожном движении», т.к. технически допустимая общая масса по паспорту прицепа не превышает 750 килограммов. Но мои объяснения не были услышаны. И никакие логические размышления действия не возымели.
Тогда я через службу 102 вызвал дежурный наряд, чтобы они помогли разобраться в, казалось бы, совсем простой ситуации. Однако и здесь наряд оказался на стороне инспектора. Тогда я принял решение вызвать хозяина прицепа – мне не хотелось непонятно из-за чего оплачивать аренду, эвакуацию и хранение на штрафстоянке. Арендодатель приехал довольно быстро. Он занимается сдачей прицепов в аренду довольно давно и поэтому привез с собой заготовленный пакет доказательств того, что я имел право пользоваться прицепом с категорией В. Человек с легкостью инструктирует водителей об изменениях в законодательстве в своем узком вопросе.
И все же в итоге я получил протокол за прицеп и обязательство о явке в ГАИ, а также постановление об административном нарушении за езду без техосмотра. Сижу вот и жду, чем все закончится. Подскажите, кто же все-таки прав в ситуации с прицепом?»
Разбираемся.
Законные основания
Статья 24 закона «О дорожном движении» четко определяет, в каких случаях какие категории нужны.
Категория B:
- автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов (!!!);
- автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов (!!!).
Категория BЕ:
- автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов (!!!) и превышает массу автомобиля без нагрузки;
- автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов.
Мы сознательно поставили восклицательные знаки там, где стоит очень внимательно вчитаться в суть. А потом посчитать.
Техпаспорт на автомобиль:
Техпаспорт на прицеп:
2800 (разрешенная максимальная масса машины) + 750 (разрешенная максимальная масса прицепа) = 3550 кг.
Общая максимальная масса автомобиля и прицепа превышает 3500 кг, но ведь максимальная масса прицепа не превышает 750 кг!
В обоих пунктах категория ВЕ указывает на то, что масса прицепа должна превышать 750 кг, а согласно техпаспорта эта величина не превышена.
Еще раз: автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а (не либо) технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов (для категории ВЕ). Казалось бы – игра слов (и даже букв), но именно от них зависит, привлекут нашего читателя к ответственности или нет.
А теперь сравните: автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов (для категории В). На наш взгляд, именно эта версия достойна того, чтобы быть в приоритете. Точку же в вопросе таких тонких формулировок поставит ГАИ. Мы обязательно сообщим вам о результате.