В мае текущего года в Брестской центральной городской больнице первый раз был применен белорусский имплант для протезирования коленного сустава. А 4 июня в клинике впервые использовали новый имплант отечественного производства при замене тазобедренного сустава. О современных подходах в области эндопротезирования «Вечерний Брест» поговорил с главным врачом Брестской центральной городской больницы Андреем Мокровым.
– Андрей Владимирович, в декабре прошлого года ваша клиника начала делать новые для себя операции – эндопротезирование коленного сустава. На тот момент в листе ожидания на этот вид вмешательства в Бресте и Брестском районе стояли до 700 человек. Как изменилась очередь на сегодня?
– Хочу отметить, что Брестская центральная городская больница начала исполнять поручение Главы государства по повышению доступности эндопротезирования для населения в мае 2023 г., и тогда у нас в очереди находились пациенты, ожидающие с 2015 года. На сегодня мы оперируем пациентов, которые встали в очередь в конце 2023 года — начале 2024 года. Таким образом, очередь ожидания на протезирование тазобедренного сустава в данный момент составляет меньше года. С коленным суставом ситуация чуть хуже. Очередь пациентов, ожидающих протезирования коленного сустава, в нашу больницу была передана только в текущем году. Поэтому пока оперируются пациенты, ставшие в лист ожидания в 2021-2022 годах. С начала года мы уже выполнили 67 оперативных вмешательств.
– Эндопротезирование сустава считается высокотехнологичным вмешательством. Какова должна быть квалификация врача, которому доверена такая операция?
– Операция коленного сустава действительно относится к высокотехнологичным вмешательствам. Она требует наибольшего сосредоточения и мастерства врача-травматолога-ортопеда, использования высокотехнологичного медицинского оборудования. Для операции по эндопротезированию коленного сустава формируется бригада из трех врачей-травматологов, два из которых в нашем стационаре всегда врачи высшей квалификационной категории. Оперативное лечение по эндопротезированию как тазобедренного, так и коленного сустава – это штучная «ювелирная» работа, это искусство.
– Если сравнивать практику замены коленного и тазобедренного суставов в нашей стране с государствами-соседями, насколько эффективно выглядит эта деятельность в Беларуси?
– По объемам медицинской помощи тяжело сравнить разные страны. Мы можем сравнить длительность ожидания в очереди. Во всех странах в замене суставов нуждается приблизительно одинаковый процент населения. Очередность в центральной городской больнице и городе Бресте в целом ниже, чем в Европе. Причем в Беларуси эндопротезирование суставов, как сама операция, так и протез, абсолютно бесплатны для белорусов. Длительность ожидания операции по эндопротезированию коленного сустава такая же, как и у соседей в Европе. Но мы планируем сократить очередность плановых операций. Поставлена задача главой государства, чтобы длительность ожидания на операцию на тазобедренный сустав не превышала 6-ти месяцев, на операцию по замене коленного сустава не превышала год.
– А если пациент хочет «обойти» очередь?
– «Обойти» – неверная формулировка. Любой человек, нуждающийся в эндопротезировании, должен стать в очередь на плановую операцию. В настоящее время исключен так называемый «человеческий фактор» или возможные коррупционные проявления, потому что очередь в Беларуси существует в электронном виде. Корректировать ее никто не может. Документы направляются для постановки на учет тоже в электронном виде. Исключить пациента из очереди невозможно, кроме как прооперировав человека либо если он сам откажется от операции и не явится по приглашению, что отражается во всех документах.
Итак, первое: пациент должен стать в очередь. Но сократить срок ожидания операции он может. Каким образом? Брестская центральная городская больница, наряду с 50-ю другими учреждениями здравоохранения Беларуси, вошла в перечень учреждений, которые могут оказывать медицинские услуги в порядке эксперимента. Это дает нам право оказывать некоторые виды помощи в выходные и праздничные дни. Плановая медицинская помощь, к которой относится эндопротезирование, выполняется только в будние дни. Если пациент, находясь в очереди, хочет сократить время ожидания, он может заключить договор с клиникой на оказание платных медицинских услуг в порядке эксперимента. И тогда он будет прооперирован в выходной день. Длительность ожидания на операцию выходного дня не превышает двух недель.
– Ваша клиника начинала работать с импортными имплантами, а теперь все чаще применяет отечественные…
– До 2024 года наши врачи выполняли операции только на тазобедренных суставах, используя импланты как отечественных, так и импортных производителей, чаще –отечественного производителя «Алтимед» и немецкой компании «Медлинк». В настоящее время работают с протезами как отечественными, так и швейцарскими, индийскими. Совсем недавно мы впервые выполнили эндопротезирование коленного сустава белорусскими имплантами. А буквально на днях, 4 июня, впервые применили новый тазобедренный сустав белорусского производителя ООО «Лугер Инжиниринг», который был изготовлен на производственных мощностях научно-технологического парка БНТУ «Политехник».
– В некоторых клиниках за рубежом срок реабилитации после эндопротезирования суставов сокращен до 3-5 дней. А как поставлена реабилитация в Брестской ЦГБ?
– Кто соприкоснулся с эндопротезированием сустава, понимает: человек не может пойти домой через 3-5 дней после оперативного вмешательства. Операция довольно травматическая. Ведь меняют целый сустав, выполняющий опорную функцию. Пациент с помощью врача ЛФК и медсестры учится ходить, выполняет дозированные физические нагрузки. Должен бинтовать конечности или использовать компрессионный трикотаж. Делать дома это практически невозможно – важен медицинский контроль и человек, ухаживающий за пациентом.
В Беларуси, и, в частности, в нашей больнице, все пациенты после эндопротезирования переводятся на этап ранней реабилитации. В структуре ЦГБ находятся два реабилитационных отделения, формирующие областной центр медицинской реабилитации на 120 коек. Отделение травматологии у нас расположено на 4 этаже. И там же размещено отделение реабилитации. В первые сутки после операции пациенты переходят в отделение реанимации под наблюдение врачей и медицинского персонала. Через сутки возвращаются в отделение травматологии, через 7-10 дней переводятся в отделение реабилитации, где пребывают две недели. Когда человек может перемещаться, мы его выписываем.
– Правда ли, что артроз – неизлечимое заболевание, и операция – единственный выход оставаться подвижным человеком?
– Большинство хронических болезней действительно неизлечимы. Но мы можем переводить их в ремиссию. Болезни суставов, сахарный диабет, ожирение – это болезни цивилизации. Человек не имеет необходимых физических нагрузок. К большому сожалению, он несет другую «нагрузку» – избыточная масса тела, малоподвижный образ жизни, нехватка витаминов, микроэлементов, невозможность получения витамина D вследствие малого пребывания на солнце. Все приводит к развитию дегенеративно-дистрофических заболеваний опорного скелета. Наиболее распространенные – артрозы крупных суставов: тазобедренных и коленных. Кроме того, что человек может поменять образ жизни – сбросить вес, увеличить физическую активность, – есть ряд терапевтических возможностей перевести болезнь в ремиссию. От известных давно – это физио- и тепловое лечение, ультразвуковое воздействие, назначение таблетированных препаратов, снимающих отек-воспаление, — до инновационных подходов. Сегодня для лечения артроза активно используют PRP-терапию, когда в сустав пациента вводятся компоненты его же крови. Они выполняют протекторную функцию, восстанавливают сустав, приводят к регенерации тканей.
– При каких симптомах нужно стать на очередь по протезированию сустава?
– Пациент сам, конечно, не может знать, когда ему пора протезировать сустав. Операцию назначает доктор, на очередь ставит комиссия. Поэтому при первых болях в суставах, ограничении подвижности человек должен разобраться, что происходит. Для этого обратиться к врачу общей практики. Он, при необходимости, отправит к хирургу или травматологу, тот выполнит снимок, определит степень артроза. Начиная с III степени артроза, появляется показание к оперативному лечению.