
Силу крылатой фразы «Бойся своих желаний - они имеют свойство сбываться» брестчанин Юрий Букатый прочувствовал на себе. Глядя на деда-фронтовика, он мечтал обладать таким же характером, поэтому стремился туда, где опасно. Молодой офицер в 1980-х написал рапорт с просьбой о переводе в Афганистан. Желание сбылось. Спустя почти 40 лет воину-интернационалисту вспоминать события тех дней непросто, да и не хочется. Но именно они подарили неисчерпаемый запас жизнелюбия и уверенности в своих силах, рассказал корреспондентам БЕЛТА Юрий Букатый.
Уроженца Бреста после учебы в военном училище судьба забросила за тысячи километров от родного дома. Он оказался в Забайкальском военном округе, на границе с Монголией. «Не было ощущения, что война в Афганистане скоро закончится. Каждый офицер предполагал, что рано или поздно ему придется там отслужить. Я был молодым, служил в поселке городского типа - места глухие. Хотелось оттуда каким-то образом уехать. Подумал, все равно придется испытать себя Афганистаном, и написал рапорт о переводе туда», - буднично заметил Юрий Букатый.


Ответа на рапорт долго не было, и за это время семейный статус молодого офицера изменился. В сентябре 1986 года он сыграл свадьбу со своей спутницей жизни. «В ноябре вызвал начальник отдела кадров и сказал готовиться к переводу в Афганистан. Естественно, супруга восприняла эту новость, мягко говоря, без энтузиазма. Да я и сам с сожалением подумал, что только женился, а приходится уезжать. Жена уже была беременна. Мы решили, что ей будет лучше в Бресте. В июне 1987 года я приехал в Афганистан. Через месяц у нас родилась дочка, - рассказал брестчанин. - Есть такое выражение: бойся своих желаний… Вот и со мной такое случилось. Но отказываться даже мысли не возникло».
На тот момент Юрию Букатому было 27 лет. Старший лейтенант командовал минометной батареей. На афганскую землю он ступил летом и оказался в пекле: как в климатическом, так и военном. «У нас в жару, чтобы охладиться, можно высунуть руку из машины. Там же снаружи еще жарче, чем внутри (если автомобиль без кондиционера. - Прим. БЕЛТА). За первую неделю я похудел килограмм на 15. Психологически все было новым, и климат дал о себе знать», - пояснил собеседник.


Служил он в Газни на юго-востоке Афганистана. Мотострелковый полк дислоцировался на гористом плато. «Место было опасным, потому что там было много бандформирований, вокруг горы. Вообще, вспоминать не хочется. Моменты были разные, но вспоминается либо самое хорошее, либо самое тяжелое. Мое подразделение стояло на охране вертолетного аэродрома. Его постоянно обстреливали. Иногда возникало ощущение: а вдруг я сейчас на мушке? Мы были окружены бандами. Они мало того что воевали с нами, так еще и между собой - за сферы влияния. Когда я только приехал, буквально каждый день был обстрел», - поделился брестчанин.

Но какой бы сложной ни была ситуация, жизнь берет свое. Военнослужащие выполняли свои обязанности, отдыхали, радовались мелочам. Страх, конечно, присутствовал, хотя о нем не думали постоянно. «Тяжелое чувство, до конца оно не сглаживается. Говорят, время лечит, но, когда вспоминаешь, внутренне тяжело. Как-то начался обстрел внезапно, динамика очень быстрая: два вертолета были сожжены, люди погибли. Вспоминается и еще один случай. Территория батареи была где-то 150х150 м. Снаряды начали падать. Просто чудо, что никто не погиб», - подчеркнул воин-интернационалист.
Очень ободряла переписка с родными. «Мама и жена волновались. Тревога, конечно, у них была колоссальная. Об этом они уже потом рассказывали. И им было тяжелее от неизвестности, чем мне: там живешь и живешь. Дочку очень хотелось увидеть. Это поддерживало, облегчало жизнь», - признался Юрий Букатый.

В Афганистане он прослужил год. В то время как раз начался вывод советских войск. «Домой, конечно, хотелось побыстрее вернуться. Было чувство радости, ожидания встречи с близкими, с Родиной. Мы выходили одними из первых. Пройдя почти через весь Афганистан, полк не понес потерь», - рассказал брестчанин.

По его словам, для него непоколебимым авторитетом был дедушка-фронтовик. «Он общался со своими сослуживцами, товарищами. Мне импонировало, какими они обладали качествами. Казалось, такие в гражданской жизни приобрести невозможно. Естественно, у меня произошла переоценка ценностей, выработались другие черты характера. После Афганистана переносить жизненные трудности значительно легче. Знаю, что все сложности преодолимы. Наверное, еще одно из качеств - жизнелюбие. Как ни странно, там солдаты были очень жизнерадостными. Таких людей в мирной жизни я не встречал. Там хмурых лиц не видел», - подметил собеседник.


После службы в Афганистане ему пришлось вернуться в Забайкальский военный округ, потом был перевод на Северный Кавказ. Все это время уроженца Бреста тянуло домой. В 1990 году он уволился из армии. Большую страну вскоре сотрясли новости о распаде СССР, с деньгами и работой было туго. «Поработал на разных предприятиях и понял, что зря уволился из армии. Благо возникла возможность, и я восстановился в 50-й механизированной бригаде, которая дислоцировалась в Бресте. Ее расформировали в 2002 году, я ушел на пенсию. Мне было 45 лет, молодой еще. Знакомый работал в Департаменте охраны МВД, предложил и мне перейти. Почти 20 лет здесь работаю», - рассказал Юрий Букатый. Он трудится начальником охраны участка Московского (г. Бреста) отдела Департамента охраны. Под его контролем восемь постов. Быть до сих пор в строю позволяет закаленный испытаниями характер.