КровСеть | Кровельные материалы в Бресте! Скидка 18%

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

10.04.2022 19:29
Общество

Как-то проезжая в выходной день по Верховичам, обратила внимание на то, что в непогоду четверо мужчин что-то усердно делали лопатами посреди когда-то существовавшей торговой площади (сейчас там – пустырь с небольшим холмиком). Журналистское любопытство взяло свое…

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

Богослужения проводились в церкви на кладбище

Остановив машину, двинулась к работягам. Каково же было мое удивление, когда увидела перед собой семью Лукашук, с которой познакомилась года полтора назад на Грушке (именно они занимались установкой алтаря в Святом месте). Оказалось, что и в Верховичах они не просто так, а с определенной миссией. Здесь начались подготовительные работы к установке гранитного памятного креста в честь храма святителя Николая Чудотворца, который стоял на этом месте и был сожжен в 1944 году. Что примечательно, памятник будет установлен в год празднования 1030-летия Православия на белорусских землях.

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

Сделав фото, отправилась дальше по своим делам. Освободившись, решила поискать во всезнающем интернете информацию о том самом храме, в память о котором в центре Верховичей будет стоять памятник.

Нашла лишь это: «Николаевская церковь в деревне Верховичи была построена из дерева в 1818 году на средства графа Ходкевича. В конце Второй мировой войны при отступлении немецких войск она была сожжена. Церковь же, которая до этого времени действует в деревне, построена в 1933 году. В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена. Богослужения проводились в церкви на кладбище, построенной в 1940 году.

Когда в 20-х годах XX столетия этнические поляки получили разрешение на выезд в Польшу, Верховичская католическая парафия осталась без своих прихожан. Ксендз передал ключи от костела православному священнику. За короткий срок там был установлен иконостас, а строение освятили как православный храм. По одним сведениям это произошло в 1950 году, по другим – в 1953-м.
Внесен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (1933 г.). В состав прихода входят: Свято-Духов кладбищенский храм-часовня, храм в честь Явления Божьей Матери в.Бушмичах». И все. На этом бы и остановилась, но чутье подсказывало, что все не так просто. И в голове скопилось много вопросов, на которые не было ответов.

На поиски — в библиотеку

Поиски фактов о тех далеких событиях привели меня в местную библиотеку. Почему-то я посчитала, что найду здесь ответы. И не ошиблась. Библиотекарь Татьяна Кендысь (на главном фото – держит подлинный снимок старинной церкви, предоставленный Ниной Берней), как настоящий специалист в своей сфере, да еще и историк по образованию, не один год собирает исторические данные обо всех объектах, которые находятся на территории деревни, и не только. Татьяна Ивановна давно изучает вопрос верховичских церквей-костелов, которых, как оказалось, здесь было несколько и даты их возведения и уничтожения настолько разные, что пришлось долго и тщательно изучать их истории, дабы не запутаться (признаться честно, поначалу со мной так и произошло).

Так сколько же было в Верховичах церквей и костелов? Давайте попробуем разобраться.

Уже в начале XVII, в 1615 году, владельцы Верховичей Каспор Дембинский и его жена Марина Копоть основали здесь первый костел. Построен он был (если объяснять местоположение сегодня) недалеко от братской могилы, между существующими сейчас банком и почтой, на небольшом пригорке в центре деревни. Несмотря на проходившие войны то с русскими, то со шведами, костелу удалось благополучно выстоять все время существования Речи Посполитой. Хотя не исключено, что часто здесь делались ремонты, но исторически это не зафиксировано. Просто, если размышлять логически, то он довольно долго стоял и имел при этом довольно-таки презентабельный вид.

Тут венчались основателей нового рода владельцев Верхович

В конце XVIII века власть меняется. Екатерина II присоединяет земли, в том числе и верховичские, к Российской империи. Местных жителей стали вынуждать менять веру. В 1818 году на насыпной горке с противоположной от костела стороны рыночной площади (там, где стоит нынешняя церковь) начали строительство православной церкви.
Стоит отметить, что в старом костеле 13 мая 1823 года прошло венчание основателей нового рода владельцев Верхович Кароля Ротта и Павлины Высоцкой.

После восстания Кастуся Калиновского в 1863-1864 годах началось открытое притеснение католиков. И костел после 1864 года русские чиновники передали во владение православным священнослужителям, которые переделали его в церковь. Верховичский костел закрыли 1 мая 1866 года. Он поступил в ведение местного духовенства, которое сразу начало внутреннее переустройство его в церковь. Вся перестройка Троицкого костела в церковь была завершена к июню 1867 года. Перестройка обошлась в 1 378 руб. 65 коп. (об этом гласит историческая летопись тех времен), отпущенных местными прихожанами. Торжество освящения церкви состоялось 24 июля 1867 года Высоко-Литовским священником Зубачской церкви Иоанном Красовским. В это же время был произведен ремонт православной Николаевской церкви. В итоге в Верховичах получилось два православных храма.

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

В ночь на 21 июня 1899 года Свято-Троицкая церковь, переделанная из костела, сгорела. На этом же месте была возведена новая церковь (временная была освящена 7 ноября). Об этом говорит источник – Гродненские епархиальные ведомости от 4 мая 1903 года. Поэтому возле новой церкви остались католические кресты и памятники (там был похоронен рано умерший, примерно в 1840 году, Тытусь Ротт).

Две православные церкви в Верховичах функционировали до 1915 года (исторически подтверждено, что примерно в это время многие жители деревни, а также близлежащих окрестностей в радиусе 50 км вынужденно уезжали в глубь России). Отношения между священниками обеих церквей были хорошими, тем более, что это были родственники, братья Будиловичи.

Пришла новая религия

В 1920 году в Верховичи пришла новая власть, польская. А вместе с ней и новая религия. За время военных передряг одна из церквей (построенная в 1818 году) сгорела, и на ее месте долго ничего не было. Была возобновлена католическая парафия. Службу вел приезжающий из Высокого ксендз в старой сохранившейся католической плебании. Католики долго договаривались с православными о месте для костела. Не без участия Константина Ротта, тогдашнего хозяина усадьбы в Верховичах, было решено, что его построят на месте сгоревшей церкви.

События, произошедшие в 30-х годах, Елена Ротт описала так: «Теперь нужно было дойти к соглашению с православной парафией о месте для костела. Батюшка не хотел уступать свою территорию, она была больше, и здесь было лучшее хозяйство. Он считал, что ксендз должен занять свою старую территорию. Но выходило, что теперь костел должен был разместиться на месте церкви, сожженной во время Первой мировой войны. Потому что на месте костела теперь работала церковь.

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

Не обошлось без вмешательства Константина Ротта, который урегулировал спорные вопросы. С обеих сторон. Пришли к общему мнению и стали готовить место под костел на месте бывшей церкви. Но возник скандал. Семьи тех, кто имел памятники своих умерших на этом месте, согласились на их перенесение, но в процессе переноса убрали камень из-под райских ворот церкви. Об этом сообщили вышестоящему руководству. Католики и христиане пришли к помещику на «суд Соломонов». Дела обстояли хуже некуда. Оставалось поднести спичку – и вспыхнул бы межрелигиозный пожар. Константин использовал все свои дипломатические способности, чтобы остудить горячие головы. Когда все немного успокоились, оказалось, что камень из-под райских ворот можно перенести, но для этого нужно провести специальную церковную службу».

Поскольку об этом инциденте знали немногие, Елена решила вмешаться. Она предложила, что ночью сама перенесет камень обратно, а утром батюшка сможет торжественно положить его на новое место. Кажется, ее слова возымели силу и остудили горячие головы. Стало понятно, что католики не имели злого умысла. Идеей, предложенной Еленой, воспользовались, и на утро провели торжественную службу, перенесли камень и продолжили уборку территории.

История одной церкви в Каменецком районе. Или костела? Разбиралась корреспондент

План строительства костела сделал архитектор из Бреста. На пожертвования была куплена капличка или церквушка из Беловежской пущи. Остальной стройматериал докупали братья Ротты. За работой следил Константин, отстаивая свою точку зрения со строителями и руководством костела. Каждый вносил свою лепту. И через год на возвышенности уже красовался костел с красивой башней, обитый вагонкой. Ксендз бискуп Немира из Пинска его освятил в присутствии старосты из Бреста и других представителей, а также простых людей из округи.

События эти происходили около 1935 года, когда в верховичском костеле венчалась дочь Константина и Елены Роттов – Цецилия. Костел освятил бискуп Пинский Кароль Немира в присутствии брестского старосты и других чиновников с округи.

В ходе боев при освобождении Верхович в 1944 году сгорела православная церковь. При каких обстоятельствах это произошло, неизвестно. За то время, пока искала информацию о храмах в Верховичах, услышала три версии. Какая из них верная – непонятно. Ясно лишь одно: людская память чтит и помнит то время, в котором жили наши предки, благодаря которым сегодня мы ходим по этой земле. И очень радостно на душе от того, что есть люди, такие, как семья Лукашук, которым не в тягость заниматься этим благим делом.

Как рассказал глава семейства Александр, памятник планируется открыть в текущем году, ведь в мае будет очень серьезная дата для белорусского православия – 1030-летие. Инициировали возведение памятника прихожане местного православного прихода Свято-Николаевской церкви, поддержал их в этом настоятель, иерей Георгий Матийчик.

Вот такая получилась интересная история этого маленького, но богатого на события места.