Из Минска запускают очень дальний поезд: в нем придется ехать из конца в конец 35 часов. А можно ли сейчас уехать еще дальше и пробыть в пути еще дольше? И как далеко можно было умчаться совсем недавно? Blizko.by отыскал даже прямой маршрут черз Минск протяженностью более 10 тысяч километров.
Фото носит иллюстративный характер
Куда едем?
БЖД сообщает: с 14 июня начинает ходить поезд №275/276 Минск – Самара. Выезд из Самары 14 июня в 13:30, прибытие в Минск 15 июня в 23:53. Обратный выезд из Минска 16 июня в 21:57, прибытие в Самару 18 июня в 8:56.
Таким образом, время в пути из России в Беларусь — 34 часа 23 минуты, а в обратном направлении — 34 часа 59 минут.
В пути — 24 остановки: Смоленск, Тула, Пенза, Сызрань и другие; несколько остановок длительные: 30–50 минут. Цена билетов — от 313 рублей за плацкарт до 479 рублей за купе. Будет минимум 5 плацкартных и 3 купейных вагона.
С некоторых пор сайт БЖД престал показывать расстояние между станциями по пути следования пассажирского поезда. Но сервисы расчета тарифов на грузоперевозки показывают, что от Минска до Самары по рельсам — 1.740 километров.
А еще дальше можно?
Да без проблем! Вот, например, северное направление. Поезд №66 Минск – Мурманск ходит через Великий Новгород и Петрозаводск по средам. Расстояние — 2.435 км, время в пути — 43 часа 36 минут, цена билета — от 335 рублей за плацкарт до 660 рублей за купе.
Другой северный маршрут — поезд №366 Минск – Архангельск. Он ходит нестабильно: то раз в неделю, то раз в две недели. Поезд значительную часть пути идет так же, как мурманский, а после Кеми разворачивается на восток. Расстояние чуть больше чем 1.900 километров, но в пути значительно дольше мурманского: 50 часов 02 минуты. Цена билета — от 330 рублей за плацкарт до 590 рублей за купе.
А может, на юг будет дальше?
Из Минска ходят несколько поездов до Черного моря: №302 Минск – Адлер, №360 Калининград – Адлер и №490 Минск – Анапа. На этих поездах из конца в конец придется провести чуть больше времени, чем поездах северного направления.
Так, минимальное время в пути до Анапы — 47 часов 39 минут.
До Адлера на беспересадочном вагоне в калининградском поезде ехать 47 часов 54 минуты, при этом стоянка-переприцепка в Краснодаре длится 3 часа 16 минут (это не считая шести других длительных стоянок от получаса до часа).
А вот прямой поезд Минск – Адлер не требует таких долгих стоянок на несколько часов, но находится в пути 49 часов 29 минут, 43 раза останавливаясь на промежуточных остановках. В обратном направлении поезд еще дольше: 50 часов 17 минут. А общая продолжительность остановок — 501 минута (то есть, 8 часов 21 минута). За удовольствие ехать более двух суток в жарком южном поезде надо заплатить от 342 рублей за плацкарт и до 633 рублей за купе.
С 3 июля по понедельникам будет ходить поезд №426 Калининград – Челябинск. Сначала маршрут такой же, как в новом поезде до Самары, а потом дальше на восток — Бугуруслан, Уфа, Златоуст, Челябинск. Расстояние — 2.740 километров, промежуточных остановок — 41, время в пути — 54 часа 21 минута. И это пока что самый долгий поезд при выезде из Минска. Правда, сайт БЖД уверяет, что на весь июль мест нет, так что сколько стоит такой вояж, мы вам не скажем. А в обратном направлении поезда как будто не идут вовсе. РЖД не знает про этот поезд ни в одном из направлений — похоже, еще не до конца согласовали тарифы.
А раньше как было?
Три года назад, в марте 2020–го, БЖД отменила поезд №317/318 Барановичи – Караганда с прицепными вагонами из областных центров Беларуси. В новом тысячелетии это был самый далекий прямой поезд из нашей страны. Так, маршрут Брест – Караганда тянулся на 4.330 километров (из Минска, соответственно, примерно 3.980 км). Время в пути при выезде из Барановичей составляло 88 часов 12 минут, в последние годы его сократили до чуть более чем 83 часов (3 дня 11 часов 13 минут).
Но и это не самый рекордный рекорд при выезде из Беларуси.
Сто лет назад, когда Западная Беларусь была в составе Польши, польская станция Столбцы и советская пограничная станция Негорелое были важными железнодорожными пунктами. Сюда, к арке с вывеской «Привет трудящимся запада!», приходили поезда Париж – Столбцы – Негорелое и отсюда же на восток уходили составы Столбцы – Негорелое – Москва – Владивосток. По распространенной версии, после прохождения таможни как раз в таком негорельско-парижском поезде Маяковский написал стихотворение про «краснокожую паспортину». От Москвы до Владивостока самый быстрый курьерский поезд шел 212 часов, или почти 9 суток. Накиньте еще 800 с лишним километров до Столбцов — еще почти целые сутки.
Станция Негорелое. Снимок из журнала Life
Пассажиры поезда в Негорелом. На табличке можно различить надписи по-польски: поезд идет из Берлина в Негорелое
После воссоединения Беларуси такие дальние поезда сохранились. Вот, например, фото со станции Городея под Несвижем (городейский сахар — оттуда). Виден маршрут поезда Чижев – Владивосток. Чижев — это небольшая станция в теперешней Польше, за Белостоком, — тогда это была самая западная станция БССР, пока Белостокскую область в 1945–м не передали Польше. И хотя Чижев – Владивосток, как и Столбцы – Владивосток (также известен вариант «Столбцы – Маньчжурия») был не неделимым поездом, а прицепными вагонами к составу Москва – Владивосток, — все равно можно было сесть в вагон на крайнем западе СССР и выйти из вагона на дальнем Востоке.
Сейчас сервисы прокладывания ж/д маршрутов оценивают расстояние из Столбцов до Владивостока в 10.350 километров. А до Чижева еще на пару сотен дальше. Это и был самый рекордный из всех рекордных маршрутов поездов, ходивших в Беларуси.