В прошлом году гродненские велосипедисты удивляли читателей АвтоГродно - съездили из Гродно в Лиду, прокатились 146 километров до Озерницы и Великой Кракотки. Но в этом году велосезон открыли еще мощнее - отправились на велосипедах из Гродно в Брест и вернулись обратно! Вот как это было.
Олег, автор канала "Мой Ровар", продолжает рассказывать читателям АвтоГродно, какой маршрут выходного дня можно устроить без автомобиля. На автомобиле, конечно, тоже здорово путешествовать, в Беларуси много удивительных мест, но сегодня рассказ про чистый ЗОЖ.
Поездка на велосипедах Гродно - Брест - Гродно заняла 3 дня
— Мы выбрали для велопутешествия длинные выходные, три дня. Из Гродно выехали в 16:20 и к 20:40 были у "Беловежской пущи", проехали вглубь нее и переночевали в домике лесничества. Там же к нашей экспедиции присоединились еще 4 велосипедиста из Гродно, которые дорогу в "Беловежскую пущу" немного сократили. Сначала ребята поехали на поезде до Волковыска, там пересели на поезд "Волковыск - Свислочь" и вышли в Хвойниках, откуда до пущи было 40 километров на велосипедах. С собой мы брали минимум вещей - воду, небольшой набор велоинструмента и палатки, на тот случай, если бы не получилось с жильем. К счастью, они не пригодились, — смеется Олег, участник велопутешествия.
Маршрут: Гродно - Беловежская пуща - Каменец - Брест - Ивацевичи - Косово - Ружаны - Мосты
Олег частично смог записать свой маршрут через приложение Strava
По пути гродненцы заезжали в памятные места, останавливались у исторических архитектурных объектов.
Например, первым местом для посещения на второй день стал мемориал "Падающие кресты", расположенный в самом сердце "Беловежской пущи". Трагедия, скрытая в глубинах мемориала, произошла 1 августа 1941 года, когда немецкие нацисты расстреляли 130 жителей окрестных деревень и хуторов, которых вначале собирались просто выселить за пределы пущи, но по неизвестным причинам планы их изменились. Долгое время это место оставалось неизвестным, пока строители случайно не обнаружили останки людей.
Камянецкая вежа
Первой длительной остановкой второго дня стала Каменецкая башня, построенная в Каменце в 1271—1288 годах. Ее размеры удивляли наших предков, да и сейчас башня выглядит внушительно - ее высота около 30 метров. За свою историю башня выстояла набеги крестоносцев, нападения польских, литовских, шведских, московских и других войск.
Считается, что она так и не была захвачена. К XIX веку Каменецкая башня полностью утратила свою оборонительную функцию. Даже возникли идеи ее разобрать. Но не удалось, так как за долгое время она почти превратилась в монолит.
Сегодня Каменецкая башня охраняется государством. Внутри неё располагается музей. На верхнем уровне - смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.
— В этом году я буду путешествовать с квадрокоптером, чтобы показывать красоту Беларуси еще и с высоты, — рассказывает собеседник АвтоГродно.
Свято - Симеоновская церковь
Рядом с башней в Каменце находится Свято - Симеоновская церковь, построенная в 1912-1914 гг. к 300-летию династии дома Романовых. Она стала памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля.
Брест
После Каменца гродненцы приехали и в сам Брест, где остались с ночевкой. Они провели несколько часов гуляя по центральным улицам и наблюдая, как брестский фонарщик Виктор зажигает фонари.
В этот же деть удалось посетить Брестскую крепость и провести время на набережной.
На следующее утро велосипедисты решили немного сократить путь, сели на поезд и доехали до Ивацевичей по железной дороге.
Из Ивацевичей на велосипедах поехали в Косово. Первой остановкой стала Капліца на каталіцкіх могілках 1859 года.
В самом Косово ребята посетили Костел Святой Троицы 1877 года.
История костёла берёт своё начало с 1626 года, когда на месте нынешнего костёла изначально был построен деревянный. Именно в нём 12 февраля 1746 года был крещён Тадеуш Костюшко. В 1877 году храм был перестроен в камне и приобрёл современный вид.
Дворец Пусловских в Косово
Долгая остановка у наших путешественников была у отреставрированного Дворца Пусловских, основанного в 1838 году Казимиром Пусловским. Автор проекта — варшавский архитектор Франтишек Ящолд.
Во время Первой мировой войны дворец был разграблен и частично разрушен, а с сентября 1939 по 1941 год во дворце размещались части Красной армии. Самые большие разрушения постройки получили во время Второй мировой войны, хотя оккупанты не тронули дворец. На его территории и в городе были созданы 4 гетто, в которых было уничтожено практически всё еврейское население Коссово, из-за чего количество его жителей уменьшилось в семь раз. В 1944 году произошёл большой пожар, устроенный местными партизанами, уничтоживший все остальные помещения и декоративную отделку.
В последние годы Дворец был отреставрирован.
Музей-усадьба Тадеуша Костюшко
Рядом с Дворцом находится и Музей-усадьба Тадеуша Костюшко - военного и политического деятеля Речи Посполитой и США, участника Войны за независимость США, руководителя польского восстания 1794 года, национального героя Беларуси, Польши, США, почётного гражданина Франции.
Ружанский дворец
По дороге в Гродно велосипедисты навестили и Ружанский дворец, построенный Сапегами в 1784—1786 годах. Автор проекта - немецкий архитектор Ян Беккер.
Дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны (по недосмотру фабричных прачек во дворце произошёл сильнейший пожар, часть стен обрушилась). С лета 2008 года Дворец активно восстанавливается государством. Реставраторы стремятся использовать максимально приближённые к аутентичным материалы (псевдоаутентичный кирпич, черепица индивидуального производства).
Сейчас происходит реконструкция восточного корпуса, начатая в 2019 году.
Гродненская область, Зельвенский район
Костёл в Большой Рогознице
По дороге в Гродно в Мостовском районе велосипедисты встретили уникальный костел.
Уникальность этого культового строения, прежде всего, в его строгой эстетике, которая совершенно нетипична для восточно-европейского региона, а скорее характерна для лютеранских храмов Прибалтики и Скандинавии.
Пишут, что тут на тайные сходки у каплицы собирались участники восстания под руководством Кастуся Калиновского.
Добравшись до Мостов, гродненцы снова пересели в поезд, откуда уже отправились в Гродно.
В Гродно ребята приехали поздним вечером, по их подсчетам, даже с учетом дороги на поездах, на велосипедах пришлось преодолеть 350 километров.
— Олег, как ваши колени? — спрашивает под видео зритель.
— Знаешь, всё хорошо! Возможно, причина в том, что на велосипеде регулярно езжу много лет. На работу, после работы и в выходные даже - по снегу и в дождик. Помню, что раньше, когда я ездил на работу на троллейбусе, то коленки реально болели и я всегда хотел присесть на свободное место. А сейчас коленки, ну если только после "Бревета" на 200 километров, и то, не сами колени, а мышцы гудят. В общем, с нуля в дальний поход не стоит, а в моём случае это самое приятное занятие, — ответил Олег.