Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Из Минска в Москву можно будет доехать за 3–4 часа. Узнали о перспективах скоростного маршрута

29.01.2022 05:46
Транспорт

После запуска суперскоростной железнодорожной магистрали можно будет доехать из Минска в Москву за 3–4 часа. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. Как движется реализация проекта и какие перспективы у этой задумки, корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил в Минтрансе.

Фото

Что говорил Президент

— Из Минска в Москву можно будет доехать за 3–4 часа, когда мы закончим строительство и запустим суперскоростную железнодорожную магистраль. А ведь планировалось, что (в этом проекте могли бы участвовать. — Прим. авт.Москва, Питер, Минск, Киев, — что в этом было бы плохого? — спросил Президент.

Глава государства подчеркнул важность усиления взаимодействия с Россией по разным направлениям.

Планы и коммерческая составляющая

Между тем в Минтрансе напомнили, что Стратегия инновационного развития транспортного комплекса Беларуси до 2030 г. предусматривает реализацию проекта высокоскоростных перевозок. Вопрос о создании такого железнодорожного сообщения по направлениям Минск — Москва и Минск — Санкт-Петербург ранее прорабатывался транспортными ведомствами России и Беларуси, РЖД и БЖД.

В министерстве подчеркнули, что создание современной транспортной инфраструктуры, в том числе реализация подобных проектов, стало одним из приоритетов развития Союзного государства. Эти положения записаны в Итоговом документе VI Форума регионов России и Беларуси, который состоялся в июле 2019 г. в Санкт-Петербурге.

Как и любой коммерческий проект, этот завязан на экономической составляющей. По данным Международного союза железных дорог, строительство высокоскоростных магистралей эффективно при пассажиропотоке свыше 5 млн человек в год. Например, в допандемийном 2018 г. в направлении Минск — Москва было перевезено 519,5 тыс. пассажиров, по маршруту Минск — Санкт-Петербург — 137,2 тыс. В то же время поездами «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург и обратно доставлено 5,5 млн пассажиров.

— Учитывая, что высокоскоростное движение уже существует во многих странах, полагаем: данное направление развития затронет и наши государства. Но о сроках пока говорить преждевременно. Это задача на перспективу, и мы снова займемся ее рассмотрением, — отметили в Минтрансе.

Что говорили о проекте

Напомним, вопрос о строительстве высокоскоростной магистрали поднимался не раз и на высоком уровне. Так, в октябре 2019 г. бывший в то время премьер-министром Беларуси Сергей Румас выступил с предложением строительства скоростной магистрали, которая свяжет столицы России, Беларуси и Германии. Он предложил продлить магистраль из Москвы через Минск до Берлина.

Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда правительство России, поддержал инициативу продлить высокоскоростную магистраль до Минска, правда, высказал опасения, что данная инициатива может натолкнуться на бюрократические проблемы.

— Учитывая территории, имеющиеся у России, и логистическую инфраструктуру Беларуси, вопрос строительства высокоскоростных магистралей уже перезрел, — заявил в одном из интервью бывший госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Он активно продвигал идею создания высокоскоростного сообщения между столицами Союзного государства.

Что касается маршрута Санкт-Петербург — Минск, то политик еще раз напомнил: такой маршрут был предложен на Форуме регионов.

— Мы обозначили две конечные точки — два портовых города-побратима, Санкт-Петербург и Гамбург. Скоростной поезд «Аллегро» (Allegro), который идет до Хельсинки, дополняет пассажиропоток, — заявил Г. Рапота, добавив, что для маршрута может быть использована отдельная полоса.

По словам Г. Рапоты, строительство высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Гамбургом, которая могла бы пройти через белорусскую столицу, может обойтись примерно в 30–40 млрд долларов. Проект мог бы окупиться за 7–12 лет и использоваться в том числе для перевозки грузов.

Наступившее охлаждение во взаимоотношениях России и Беларуси со странами ЕС, скорее всего, отодвинуло эти планы на будущее.

Пока выручает «Ласточка»

Тем не менее в апреле 2021 г. железнодорожники России и Беларуси смогли ускорить путешествие из Минска в Москву, запустив скоростную «Ласточку». Если обычные поезда идут между столицами от 8 до 10 часов, то эта «птичка» летит из одного города в другой 6 часов 50 (или 55) минут.

По словам начальника БЖД Владимира Морозова, идея связать две страны с помощью скоростного поезда родилась еще в 2019 г. на одном из совместных форумов железнодорожников Беларуси и России. Проект можно было бы реализовать еще в 2020 г., но помешала пандемия.

Сейчас скоростной электропоезд по территории Беларуси следует со скоростью 140 км/ч, по российской разгоняется до 160 км/ч. В его составе — десять вагонов. Курсирует ежедневно. Цена билета — от 41,48 рубля.

Источник: Минск-Новости