Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Из офиса - в школу, из Минска - в Ляховичи. Учитель математики о том, как найти свое призвание

01.10.2023 19:14
Общество

Страна отмечает День учителя, на днях завершился масштабный конкурс профессионального мастерства "Учитель года Беларуси - 2023". В центре внимания - одна из главных профессий современности, кто-то даже называет ее профессией будущего. Кто он - настоящий педагог, как люди приходят в учительство, как понимают, что это их призвание. Об этом корреспондент БЕЛТА поговорила с участницей республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года Беларуси - 2023", учителем математики гимназии города Ляховичи Брестской области Татьяной Крапиневич.

Из офиса - в школу, из Минска - в Ляховичи. Учитель математики о том, как найти свое призвание

- Татьяна Александровна, вы впервые участвовали в конкурсе "Учитель года"?

- Да, это было впервые. Как решилась? Это был вызов, завуч мне предложила - давай попробуем. До этого я не проводила уроки в незнакомых классах, поэтому для меня самым большим вызовом стало прийти к другим детям, со своими мы уже научились продуктивно работать по различным методикам. А вот как прийти в новый, незнакомый класс, наладить там контакт. Вот это меня подкупило.

Я такой учитель, который все время что-нибудь ищет. Я все время самосовершенствуюсь, саморазвиваюсь, у меня какие-то курсы, какие-то интересные новации, провожу много мастер-классов, открытых уроков, стараюсь делиться новым с коллегами. Наверно увидели, что что-то получается и решили отправить. Я сначала чуть замешкалась, но приняла этот вызов в жизни, зная, что это для чего-то нужно, что это будет хороший опыт.

- Как вы пришли в учительство?

- Я по образованию педагог, но у меня был перерыв почти 20 лет. Я много работала в бизнесе. Однажды я ушла из офиса в никуда, поняв, что выгорела. Потом я долго искала себя. Тогда и услышала про программу "Учитель для Беларуси". Мы с семьей на тот момент жили в Минске. Я подала заявку в программу "Учитель для Беларуси", и вот из Минска мы переехали в Ляховичи Брестской области, где четвертый год живем, а я работаю в гимназии учителем математики.

Эта программа находит и поддерживает выпускников и профессионалов из разных сфер в их стремлении стать учителем. Участники программы в течение двух лет работают учителями в простых региональных или сельских школах - там, где они нужны больше всего, - чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов Беларуси. В течение двух лет программа поддерживает участников как финансово - выплачивается стипендия, так и методически - за каждым закреплен куратор и методист. В течение этого времени учитель должен работать по своему предмету, например, как я, приехала и закрыла вакансию учителя математики в Ляховичах. Кроме этого, мы еще реализуем проекты разной направленности. Моим проектом во время существования в программе были конференции для учителей. У нас скоро пройдет 11-я конференция в Боровлянах. Мы в разных регионах собираем учителей, готовых делиться своим опытом, своими мастер-классами и идеями, с теми, кто хочет приобрести такой опыт. Сейчас мы запускаем то, чего никогда не было в Ляховичах, - кружок по робототехнике. У нас робонаборы поставлены благодаря Академии последипломного образования. Учитель информатики к нам уже по этой программе приехал, скрейтч кружок ведется. То есть мы развиваем инженерное направление. И так каждый учитель в этой программе реализует в своей маленькой школе проект, начиная от книжных фестивалей, заканчивая уголками релаксации для детей со сложными особенностями. А программа всячески поддерживает. Благодаря этому открываются музейные комнаты, компьютеризируются классы. Программа существует уже пять лет, у нас пятый набор стартует. Это идет на пользу и учителям - они развиваются, и через них мы помогаем детям из сельской местности.

Из офиса - в школу, из Минска - в Ляховичи. Учитель математики о том, как найти свое призвание

- Почему вы не устроились в минскую школу, когда почувствовали желание вернуться в профессию?

- Наверно причина этому какая-то романтика, откликнулась именно на идею "Учителя для Беларуси". Тогда еще была и пандемия, все устали от большого города. Почему бы не поехать пожить в сельскую местность? Не жалею до сих пор, хотя уже есть стимул и желание развиваться дальше, вернуться, куда-то идти еще. На тот момент старшие мои дети, всего их у меня четверо, заканчивали вуз, они остались в Минске. А я, муж и младшая дочь, - мы уехали в Ляховичи. Спасибо, что семья поддержала меня в этой идее.

- Почему поехали именно в Ляховичи?

- Вообще программа предлагает выбор. Когда учитель готов к переезду, специалист по коммуникациям со школами предлагает вакансии в разных местах. И учитель, и школа проходят отбор, анкетирование, собеседование, чтобы соответствовать друг другу. Мне первое, что предложили - гимназию в Ляховичах. С мужем мы поехали смотреть город, и решили больше ничего не рассматривать, потому что были идеи поехать в какую-нибудь далекую деревню. Город - это все-таки город, хоть и маленький, есть инфраструктура, цивилизация.

- Быстро устроились, освоились?

- У нас очень хороший директор гимназии. По нашей программе директора и завучи всегда подключаются к процессу обустройства приехавшего педагога. Мне помогли найти жилье, а программа компенсирует расходы на аренду этого жилья. Поэтому кроме стипендии еще оплачивается и аренда жилья.

- Что для вас самое главное в участии в программе?

- Материальная сторона, конечно, не перевешивает, хоть и помогает. Лично мне хочется самореализации и дать что-то детям из сельских школ. Они благодарные, не пресыщенные. Принесешь на урок какой-нибудь интерактив или игру, им так интересно. Некоторые мои учащиеся в этом году поступили в БГПУ на учителей, одна девочка - на журфак БГУ. Мы больше своим примером детям показываем, что есть что-то и вне. Иногда дети дальше своего маленького городка или ближайшего областного центра ничего не видят. У меня девочки-старшеклассницы всегда волонтерят на наших конференциях, благодаря этому так открылись, что в одна пошла журналистику, еще две стали учителями, правда, не математики. Сейчас мы совместно с Академией последипломного образования сделали в гимназии восьмой класс экспериментальным, и продвигаем у себя инженерное направление.

- Как человеку понять, что учительство - это его призвание?

- Я могу говорить только за себя. Во мне что-то екнуло. Для меня главным критерием является то, что нет выгорания. Когда встаешь на работу и идешь с желанием, потому что много лет в офис я ходила без желания и каждый раз проживала день сурка, то здесь каждый день - это что-то новое. Как бы ты ни готовил урок, какой бы ты исход не предполагал, это всегда что-то новое. Для меня дети - это ресурс. Неважно, что у тебя произошло, неважно с каким настроением ты пришел, как только дверь класса закрывается, здесь и сейчас происходит магия. Ты выходишь с урока наполненный энергией, воодушевленный. Если человек выходит с урока с чувством облегчение и радости, что отмучился, таким стоит задуматься, надо ли им это. Я всегда с уроков выхожу окрыленная, я отдаю и взамен тоже многое беру. И наверно пока происходит эта магия - это мое.

Когда я встала по ту сторону процесса, я поняла, что есть очень много вещей, на которые повлиять ни учитель, ни ребенок, ни директор школы не могут. Можно очень долго ругать образование, а можно пойти и попробовать что-то изменить.

- Какие у вас планы на дальнейшую профессиональную деятельность?

- Я сейчас работаю уже завучем по методической работе, мне хочется, пока я еще там, не только детям, но и учителям что-то дать, подвигать их как-то. Потому что будем откровенны, они выгорают особенно в сельской местности - пришел отвел уроки и ушел. Я понимаю, что есть что-то другое. Есть общество, которое тебя поддерживает, ты приезжаешь на конференции, на мастер-классы, поддерживаешь с коллегами связь. Ведь просто даже поговорить в сообществе уже дает силы работать дальше. Поэтому мысли о том, чтобы что-то двигать, развивать, чтобы была кака-то движуха, как говорят дети.