Дождливая погода принесла с собой старую проблему – запотевание стекол. Почему оно происходит и как с ним бороться – ситуативно и принципиально? Давайте разбираться!
Почти неизбежно?
Запотевание – это, по сути, конденсат, осевший на стеклах из-за перепада температур (снаружи холодно – в салоне тепло). Но это происходит, когда в салоне создается достаточно высокая влажность. Она возникает по разным причинам. Например, вы приносите воду с собой на одежде и обуви, а также с намокшими зонтами, сумками и рюкзаками. Кроме того, влага может проникать в салон из-за тех или иных проблем с кузовом автомобиля (об этом чуть ниже), и если это носит постоянный характер, то и влажность внутри автомобиля всегда повышенная, а значит, с запотеванием стекол придется иметь дело очень часто.
Бороться с проблемой призвана система кондиционирования и обдува, но тут многое зависит от того, насколько правильно ее использует водитель или насколько продумана логика работы климат-контроля в автоматическом режиме. Так, очень эффективно запотевание устраняет кондиционер, который подсушивает воздух, но многие автомобилисты в холодную погоду его не включают, хотя как раз не помешало бы. Тем более что исправный кондиционер работает до температуры окружающего воздуха от 0 до +5°С в зависимости от марки автомобиля.
А вот использование режима рециркуляции, наоборот, усугубляет ситуацию, так как в этом случае система просто гоняет по салону внутренний влажный воздух, тогда как лучше использовать "забортный". Также помним о том, что забитый салонный фильтр снижает эффективность системы. И конечно, имеет значение, как организовано распределение воздушных потоков. Например, в автомобиле автора это какое-то недоразумение: при подаче воздуха на лобовое стекло на боковые дефлекторы ничего не поступает – и боковые стекла потеют. Чтобы их очистить, приходится переводить подачу воздуха "на себя", но тогда начинает потеть "лобовик"…
Как очистить стекла быстро и не пожалеть об этом
Наша рекомендация: постарайтесь ограничиться системой кондиционирования и обдува. В случае с климат-контролем просто используйте режим обдува лобового стекла, в остальных – направляйте на него поток теплого и подсушенного кондиционером воздуха (да-да, включаем кондиционер, но выкручиваем рукоятку температуры на максимум, включаем вентилятор на 3-4-й режим). Само собой, используем электрические обогревы стекол, если они есть. В современных автомобилях автоматика сама отключает питание, а если такой функции нет, не забываем выключить обогрев.
Без кондиционера система обдува будет бороться с запотеванием чуть дольше, но все равно эту проблему решит. Если нет сильного дождя или имеются "ветровики", можно слегка опустить боковые стекла – так вы снизите влажность в салоне.
Кстати, если опустить боковые стекла до конца, а затем поднять, вы мигом очистите их, ведь уплотнители работают как щетки. Вот только качество их работы может быть очень разным. К тому же, если стекла давно не мылись изнутри, могут появиться разводы.
По той же причине попытка очистить лобовое стекло тряпкой или бумажными салфетками может закончиться неудачно: "чистая картинка" обернуться разводами. Причина как раз в том, что со временем на стекле образуется тонкий слой пыли и грязи. Пока он равномерный, его не замечают. Но если водить тряпкой или салфеткой по стеклу, появятся разводы. Это к слову о том, что стекла надо мыть изнутри хотя бы несколько раз в год. Но если уже взялись за протирку стекол, доводите дело до конца.
Копнуть глубже
Конечно, можно обработать стекла, чтобы они не запотевали. Есть специальная химия, а кто-то использует народные средства. Также заметим, что эффективность во многом зависит от правильности применения этих средств, при этом очень важно, чтобы перед их нанесением стекла были тщательно вымыты.
Но ведь запотевание – это лишь следствие повышенной влажности внутри автомобиля, которая часто вызвана не только заносимой водой, но и тем, что влага может проникать в салон через негерметичные уплотнители дверей, окон, люка, задних фонарей (в багажник). К воде в салоне приводит и неправильно работающий дренаж (люка, системы кондиционирования), и забитые грязью водостоки.
Как правило, повышенная влажность проявляется не только запотеванием – тут и вечно сырой напольный ковер или отделка багажника, и характерный затхлый запах. Есть такое? Обычной сушкой салона дело, скорее всего, не ограничится, да и народные способы снижения влажности вроде наполнителя для кошачьего туалета в носке проблемы не решат.
В общем, источник стоит поискать – и его крайне желательно найти, ведь помимо запотевания стекол повышенная влажность провоцирует коррозию кузова и металлических деталей салона, также вода может проникать в разъемы, контакты и блоки управления, вызывая проблемы с электрооборудованием.
Загнав машину на мойку, обычно можно по свежим следам отыскать пути попадания воды в салон. Хуже, если все не так очевидно, но тут могут помочь сами места скопления сырости. Разобравшись с причинами, не забудьте и про последствия. Влажные детали / элементы обшивки / ковры следует просушить, убедиться в том, что вода не привела к коррозии и не дошла до электрооборудования.
Вердикт
Как видим, безобидная вроде бы проблема может быть лишь верхушкой айсберга более серьезных неприятностей. А может и не быть – в конце концов, старайтесь не заносить с собой в салон лишнюю влагу (стряхивайте воду с зонта и одежды перед посадкой, а зимой сбивайте снег с обуви перед посадкой в салон) и держите в исправности систему отопления и вентиляции, не забывая о своевременной замене салонного фильтра.