Из-за забора в Беловежской пуще популяция волков выросла. Теперь они приходят в деревню

28.09.2022 05:56
Общество

Звонок из Комарников и рассказ сельчанки о волках, что держат в страхе деревню, в первые минуты показался неправдоподобным, звучал зловеще. Но реальные события – зарезанная волками коза (драма, разыгравшаяся на лугу, подтверждается фото), несколько собак, утащенных ими в лес, дневные прогулки волка по полю, примыкающему к деревне, сорвавшаяся от страха с привязи лошадь, которую пришлось долго искать, – все это и заставило людей привлечь внимание к проблеме. Тревога небезосновательная. В такой ситуации прежде всего вспоминают об охотниках…

Фото БЕЛТА
Фото носит иллюстративный характер (БЕЛТА)

Из разговора с Александром Буховецким, который возглавляет районную оргструктуру Белорусского общества охотников и рыболовов, узнала, что в августе и сентябре сего года не раз проводилась охота на волка в егерском обходе №1, – это Высоковская охотдача. (В нашем районе таких егерских обходов четыре, под охотничьи угодья не подпадает лишь территория Национального парка). И что?!

– Увы, результат был нулевым, не удалось добыть ни одного волка. Но с 1 октября начинается сезон загонной, то есть коллективной, охоты на нормированные виды животных, и одновременно разрешена охота на нежелательные виды, к которым отнесен волк. В августе и сентябре охота сильно затруднена из-за больших площадей растущей кукурузы. Охотились с подхода, с засады в течение суток, в том числе с использованием приборов и прицелов ночного видения, пытались вызвать волков на вабу, то есть подзывали их на «вой», но – безрезультатно. После уборки кукурузы хотя бы увеличатся просматриваемые площади…

Загонная охота проводится только в светлое время суток. Результат все равно сложно прогнозировать, ибо у волка нет постоянного места обитания, в отличие от лисы, место притяжения которой – нора. Волк не держится на одном месте, за сутки пробегает до 50-и километров. И знаем лишь приблизительно участки леса, где время от времени появляются волки-одиночки. Но они тут же могут уйти, и больше на этой территории не появятся. Поэтому-то добыть волка нелегко.

По словам охотоведа, здоровый волк боится человека, и если видит его или чует запах, то убегает. А как санитар леса он даже очень нужен в природе. Но тут же возникает вопрос о численности его популяции. Считается, что в последнее время она выросла «благодаря» высокому забору, построенному поляками в Беловежской пуще. Волки, пришедшие на белорусскую сторону заповедного леса, не могут уйти назад, как делали это раньше, появляются то в одном районе, то в другом…

– Да, бывают случаи нападения их на домашних животных, на собак, которые не на привязи. Но не надо искать причину этого в уменьшении в лесу кормовой базы для волка – по-прежнему достаточно и кабана, и косули, но зверь идет по пути самой легкой добычи. И окрестности малолюдной деревни воспринимает, скорее всего, как место своей охоты. «Похулиганит» – и может надолго уйти оттуда. Да, недавно звонили нам из Огородникского сельсовета – там видели волка. Поэтому и планируем октябрьскую коллективную охоту на угодьях Высоковской охотдачи…

* * *

В нашем районе зарегистрированы 400 охотников, площадь охотничьих угодий – 89 тыс. гектаров. Кстати, за различную полезную работу, выполненную охотником в лесу, начисляются баллы по накопительной системе. В том числе за добычу волка как нежелательного вида – 3 балла. Если всего набрано 8 баллов, – заметно снижается стоимость охотничьей путевки на один из сезонов.

Но официально, согласно данным учета, ни одной особи волка у нас не значится по причине его «транзитности». Однако это слабое утешение для сельчан, которые, став свидетелями волчьего разбоя рядом с домом, держат на всякий случай вилы у порога. И да, надеются на охотников.

В любом случае люди должны чувствовать себя защищенными.