Если вы встречаете на белорусских фестивалях людей в креативных образах – в 99% случаев это костюмы студии GotArt. В середине нулевых топ-менеджер «Атланта» Олег Кравчук ушел с престижной должности, чтобы посвятить жизнь необычному хобби. Он устроил в своей «двушке» мастерскую, где вручную создавал уникальные костюмы и мечтал попасть на Burning Man. Год назад его дело продолжил сын Ярослав, который перезапустил студию и вывел скромный нишевый проект на новый уровень. Поговорили с Ярославом о бизнесе по любви, силе сарафанного радио и костюмотерапии.
Мастерская-музей в хрущевке
Олег Кравчук с детства увлекался историей и моделированием. В 2004 году он сшил первый костюм рыцаря-тамплиера для своего сына Ярослава, который занимался в клубе реконструкторов. Каждый элемент одежды был воссоздан с филигранной точностью и мастерством, поразившими участников исторического сообщества. Художнику-самоучке дали прозвище Бабушкин шов, стали поступать заказы. Два года спустя он ушел с должности финансового директора «Атланта» и основал костюмерную студию GotArt.
Олег Кравчук
– Сначала отец арендовал помещение, где придумывал и создавал костюмы в стиле исторической реконструкции, – рассказывает Ярослав Кравчук. – Потом ему стало удобнее работать в квартире. После развода он жил один в маленькой «двушке», и постепенно она стала напоминать музей: костюмы, аксессуары, полки с историческими книгами и коллекциями солдатиков, машинок, самолетов.
Позже мастер перешел на другие стили, увлекся стимпанком. А в начале 2010-х узнал об американском фестивале творчества и радикального самовыражения Burning Man.
– Отца захватила эстетика и необычность образов Burning Man. Он нашел там свободу для своей безграничной фантазии, стал выискивать на аукционах какие-то интересные предметы и аксессуары, чтобы использовать их в работах. Костюмы он сдавал напрокат или шил на заказ. В 2019 году отец похвастался, что один из его образов попал на Burning Man. Он предоставил его человеку бесплатно: не мог взять деньги за свою мечту.
К сожалению, сам Олег Кравчук до Burning Man так и не доехал. Летом прошлого года после неудачной операции на сердце мастера не стало.
Что делать с наследием?
Когда случилась трагедия, Ярослав работал шеф-поваром в минском ресторане Ronin и не предполагал, что продолжит дело отца.
– Моя сестра давно живет и работает в Москве. Мы решили, что перевезем все туда. Сестра с мужем откроют студию, а у меня просто останется доля. Но после разговора с лучшим другом на меня нашло озарение, что единственно верным решением будет развивать студию здесь. В России уже есть подобные проекты и очень высокого уровня. А в Беларуси их не было. И я вспомнил слова князя Витовта, когда ему предложили стать королем: «Лучше быть первым среди князей, чем последним среди королей».
Ярослав Кравчук
Ярославу было нелегко уходить из ресторанной сферы: ему нравилась работа и коллектив, при поддержке которого он стал профессионалом международного уровня в японской кухне. У него был хороший доход и перспективы в любой стране мира.
– Я подумал, что этот вариант останется запасным, и решил довериться внутреннему импульсу. Как и отец, я люблю творчество, у меня есть куча идей и понимание, как их можно реализовать. Я пошел за интуицией и почувствовал себя в нужном месте и в нужное время. Наверное, нашел призвание.
$2000 в долг и три недели на перезапуск
Сестра Ярослава поддержала его решение и приехала помочь. Почти сразу нашлось подходящее помещение в бизнес–центре, дизайн ребята спроектировали самостоятельно, а все оборудование купили на площадке частных объявлений.
– У меня не было финансовой подушки, чтобы вкладываться в проект. До вступления в наследство мы не могли продать отцовскую квартиру, поэтому заняли $2000. За $650 купили подержанную мебель и металлические рейлы, я все собирал своими руками. Оплатили месяц аренды, закрыли базовые вопросы. Денег на рекламу особо не осталось. Отец почти не вел социальные сети, у него был только номер телефона – его знали и передавали друг другу заказчики. Мы обновили сайт, который был неудобным и малоинформативным. Создали аккаунт в Instagram и начали его наполнять. Контента было много, потому что отец провел более 800 фотосессий и создал огромный каталог образов.
На подготовку к запуску Ярослав выделил три недели, а после открытия студии активно включился в ее продвижение. На старте он сделал ставку на сарафанное радио.
– У нас уже был продукт, который очень нравится людям, оформленное пространство, понятный сайт с каталогом и страница в Instagram. Осталось выйти на людей, для которых тематические вечеринки – норма, то есть на ивент-сферу. Я переодевался сам, переодевал друзей – мы ехали на любую вечеринку, даже не тематическую, где собирали много внимания. Я раздавал визитки и QR-коды – полетели первые подписки. Приглашал знакомых в студию – они приходили и открывали рот от восхищения. А потом приводили еще четырех человек. Люди стали фотографироваться в образах, делать сториз с отметкой GotArt. Среди наших гостей были блогеры, рекомендовавшие нас своей аудитории. Так мы нашли первых клиентов.
Первые месяцы работы были для Ярослава непростыми. Он остался без стабильного источника дохода, с долгами. Отношения с женой не выдержали финансовых испытаний и распались.
– Мне пришлось сдать свое жилье, чтобы были хоть какие-то деньги. Я готовил к продаже отцовскую квартиру, вывез оттуда все вещи, оставил только матрас на полу. Там ночевал, а рано утром снова возвращался в студию. Потом мы вступили в наследство, продали квартиру, и я раздал долги.
Мотивация и команда
Ярослав называет себя эгоистом и тут же говорит, что ему нравится служить людям. По его словам, парадокса здесь нет.
– Как эгоист я делаю то, от чего мне хорошо. А хорошо мне от того, что я приношу радость людям. По первому образованию я психолог и понимаю, как работает костюмотерапия. Человек выбирает образ, переодевается – и меняется на глазах. Разглаживаются морщины, выпрямляется осанка, уходит беспокойство. Как будто он нащупывает свой внутренний источник и видит в зеркале его отражение.
Постоянно в студии работают шесть человек. Ярослав – лидер и вдохновитель проекта, а еще он портной, который сам шьет костюмы. Александра, девушка Ярослава, была первой клиенткой обновленной GotArt, а сейчас придумывает и создает элементы образов и аксессуары. Также в команде есть SMM-менеджер, фотограф и визажист, при необходимости привлекаются подрядчики.
– У каждого в команде своя зона ответственности, никого не нужно подталкивать и заставлять – только давать простор для творчества. Каждый понимает, что мы делаем очень крутые вещи, и горит делом. Мы ценим, любим и поддерживаем друг друга.
1500+ костюмов и еще больше образов
По примерным подсчетам, в студии GotArt сейчас около 1500 костюмов. А образов – намного больше, потому что элементы можно комбинировать между собой.
– Один и тот же элемент одежды я могу использовать в десяти разных образах. Еще у нас очень много аксессуаров, которыми можно обыгрывать костюмы, чтобы они выглядели совершенно по-другому. Например, мы легко подберем 20 уникальных образов в стилистике Burning Man для опен-эйра или оденем отряд викингов на тематический корпоратив.
Берутся в студии и за штучные заказы, даже если клиент не собирается потом выкупать костюм.
– Мы создаем образ по индивидуальному запросу с правом первого проката. Клиент оплачивает не полную стоимость изделия, а только его прокат (процент от стоимости). Так мы создали, например, костюмы Арьи Старк и Джейме Ланнистера из «Игры престолов».
База костюмов пополняется подобными заказами, аксессуарами и переделкой старых вещей. Их перешивают, разбирают и используют в новых образах.
Сколько стоит прокат костюма, а сколько – индивидуальный пошив?
Средняя стоимость суточного проката полного образа – 70 рублей. Есть образы, которые стоят более 100 рублей, а есть и меньше 50. Цена за один элемент одежды начинается от 30-35 рублей. Самый дорогой образ – достоверно реконструированный костюм средневекового самурая из натуральной кожи, его прокат обойдется в 310 рублей/сутки.
Стоимость индивидуального заказа зависит от сложности костюма и материалов, которые в нем используются.
– Я создавал полный образ героя компьютерной игры для турнира косплееров. Он включал несколько тщательно проработанных элементов одежды и аксессуары, такие как оружие, распечатанное на 3d-принтере. Себестоимость материалов составила примерно 500 рублей без фурнитуры. А конечная стоимость образа для клиента – 1200 рублей. Те, кто знакомы с индустрией, знают, что это совсем не высокая цена за изделия подобного уровня. Зато для нас это возможность выйти на новый рынок. Еще мы создаем маски и аксессуары под заказ.
Как обстоят дела с прибылью?
Олег Кравчук относился к студии как к своей отдушине и жил скромно. Большую часть доходов от проката и продажи костюмов он реинвестировал в свое увлечение. Ярослав хочет развивать и масштабировать бизнес так, чтобы он приносил стабильную прибыль.
– До открытия я посчитал: чтобы выходить в ноль, нам нужно сдавать 64 образа в месяц. Эта планка закрылась уже с первого месяца. И за все время работы после перезапуска мы ни разу не закрылись в минус. Полгода плавно прирастали, а потом произошел резкий скачок. Все наши усилия: сотрудничество, прямая реклама, рассылки, Instagram – начали приносить плоды.
Наша заслуга в том, что с самого начала мы сделали ставку на людей и отношение к ним. Взаимодействие всегда происходит с улыбкой и радостью, не было ни одной ситуации, чтобы человек остался недоволен. И вот мне больше не нужно специально придумывать идеи для коллабораций – люди выходят на нас сами. На «Вива Браслав» мы одели популярную блогерку – она сняла рилс в соавторстве с GotArt, которое набрало за сутки 37 тысяч просмотров. От нее пришли люди, в том числе другие блогеры с большой аудиторией. Другой пример: когда на подиум фестиваля косплееров выйдет человек в моем костюме, для меня откроется и этот рынок.
Наши клиенты – из самых разных сфер. Это и врачи, и тусовщики, и госслужащие, и айтишники. Я понял, что огромное количество людей любит самовыражаться через разные образы.
Амбиции и перспективы
Основная аудитория GotArt живет в Беларуси. Ярослав планирует масштабировать бизнес и развивать смежные направления.
– Хочу открыть «швейный супермаркет»: несколько помещений, где будет прокатный шоурум, мастерские, фотостудия, зал для проведения тимбилдингов и костюмотерапии. Возможно, откроем филиалы в других белорусских городах. Думаем и про собственное ивент-агентство.
К выходу на внешние рынки мы тоже готовы, но сначала я хочу реализовать свои планы в Беларуси. Я люблю нашу страну и людей и рад, что работаю здесь. С большой благодарностью отношусь к отцу, который заложил такой серьезный фундамент для развития. С гордостью продолжаю его дело и приумножаю наше наследие.