Где в Бресте можно сэкономить деньги

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

05.01.2020 19:56
Общество

Сергея Савчука в Бресте знает, пожалуй, каждый, кто играл в массовке. Девять лет назад, когда в нашем аэропорту снималась российская картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», он создал в интернете сообщество, чтобы объединить брестчан, любящих кино и желающих попасть на экраны. «Высоцкий» стал отправной точкой не только для группы в VK «Кино клуб Брест», но и для самого Сергея, пишет «Заря».

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

За эти годы он смог вырасти, не имея профессионального образования, из актера массовых сцен до второго режиссера. Сегодня в его фильмографии – короткие метры, сериалы, документальные и полнометражные картины. А самые громкие проекты, где в титрах значится его фамилия, – это «Подбросы» и «Т–34».

– Мой актерский путь начался не с «Высоцкого», а еще с детского сада, – шутит Сергей. – На новогодних утренниках в старшей группе я играл зайчика. Платили конфетами. Но особенно я кайфовал, когда вместо тихого часа шел на репетиции.

Дальше – вполне классический сценарий: театральный кружок, роли в школьных постановках и КВН. Кроме того, Сергей занимался в театре кукол при ЦМТ, где иногда давал мастер-классы известный брестский актер Владимир Зайцев. 

– Конечно, мне хотелось поступить в театральный, но не сложилось. Искал себя в разных профессиях, долгое время работал торговым представителем. Это оказалось отчасти близко с тем, чем я занимаюсь сейчас. Четкое формирование задач, планирование, поиск новых нестандартных решений, общение с людьми, командировки.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Сегодня поймать Сергея в родном Бресте почти нереально. Мы пересеклись с ним на проекте «Пальма», который снимался в нашем городе в начале декабря: там он работал помощником режиссера и помогал с организацией массовки, имея солидный опыт в этом деле.

– Брест – замечательный город, и я бы с удовольствием здесь жил и работал. Правда, при одном «но»: если бы здесь регулярно снимали кино, – уточняет собеседник. – К сожалению, не так часто в наш город приезжают какие-либо проекты. А мне уже сложно представить свою жизнь без кино, несмотря на то, что это порой адский труд. Стандартная рабочая смена у нас 12 часов, но возникают ситуации, когда смены увеличиваются до 14-16-ти. Натурная площадка – снег, мороз, ветер, дождь, палящее солнце. У павильона или квартиры тоже есть свои недостатки. Работа в кино – это всегда большая жертвенность, и по силам она не каждому.

Сергей признается, что в киноиндустрии смог себя реализовать во многом благодаря нашему земляку – Роману Гапанюку. На проекте «Высоцкий» брестский режиссер, работавший на то время уже в Москве, организовывал массовку, а Савчук оказался в ее рядах.

– Я активно помогал Роману на площадке. Без его помощи мне было бы тяжело попасть в индустрию. Я ему очень благодарен! Он меня поддерживал, помогал с работой. Мало кто хочет брать на себя ответственность за человека без опыта, учить его и прощать ошибки.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Конечно, «работу мечты» Сергею не преподнесли на блюдечке. Чтобы стать тем, кто он сейчас, ему пришлось немало потрудиться, пройти буквально все киноцеха. Переехав в Москву, он начал как актер массовых сцен, снимался в рекламных роликах и сериалах.

– Благодаря съемкам в массовке я побывал, где только можно: от «Останкино» и до «Мосфильма». Это была хорошая школа, ведь я всегда находился на площадке и имел возможность наблюдать за режиссером и командой, учиться. С первого своего дня в Москве я знал, что хочу стать вторым режиссером – тем самым человеком, который работает бок о бок с режиссером-постановщиком, помогает ему, планирует, управляет площадкой. Конечно, понимал, что сразу мне никто не доверит это. Да и сам бы не потянул. Кино – сложная машина, и нужно четко понимать, как работает каждый ее винтик.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Именно поэтому Сергей попробовал себя практически во всех кинопрофессиях: был бригадиром по массовке, реквизитором, работал в администрации, ассистентом по актерам и ассистентом кастинг-директора, помощником режиссера и скриптом-супервайзером.

– Моим первым проектом в Москве стал сериал «Моими глазами», который снимался по заказу ТНТ. Туда меня пригласил Роман Гапанюк, который был там вторым режиссером. Ну а я пришел работать помощником режиссера (хлопушкой) в группу Заура Болотаева. Это был замечательный старт, ведь если ты хочешь понять, как работает режиссер и актеры, то лучше профессии, чем помреж, нет. Ты всегда находишься в центре происходящего и видишь всю магию.

Хороший опыт получил Сергей и на масштабном проекте «Викинг» режиссера Андрея Кравчука, куда его пригласили в подготовительный период. Работа над этим фильмом длилась семь лет.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

– Я работал ассистентом второго режиссера в одном из начальных периодов, когда проходили пробы и утверждались актеры. В павильоне «Мосфильма» строили условные декорации и снимали сцены с артистами в полном гриме и костюме. Я просчитывал все сцены и трюки с участием лошадей, делал таблицы, вносил в них корректировки после обсуждений и утверждений. К сожалению, во время самих съемок не удалось поработать на проекте, но зато снялся в первом эпизоде «Охота на тура». Несмотря на крупные планы, меня на экране узнали только близкие люди. Все бородатые, волосатые, в шкурах – попробуй разберись, где кто, – смеется он.

Для того, чтобы приблизиться к своей цели и самому стать вторым режиссером, Сергею приходилось работать бесплатно или за символическую плату. Так нарабатывалась фильмография – своего рода пропуск на серьезные проекты. 

– Я познакомился с ребятами из МШК (Московской школы кино) и приходил к ним работать бесплатно на дипломные и курсовые работы, – говорит Сергей. – Конечно, временами бывало очень тяжело, но спасали подработки – официантом, курьером, те же массовки.

Спустя несколько таких проектов Сергей познакомился с брестским режиссером Русланом Котковцом, который как раз приступал к съемкам своего первого полнометражного фильма «Связанные чувства», и тот позвал его на картину.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

– Фильм, к нашему сожалению, все еще не готов. Из-за ограниченного бюджета мы допустили серьезную ошибку –самостоятельно записывали звук. Сделали это непрофессионально и плохо. Теперь Руслану требуются еще большие средства, чтоб все это перезаписать и почистить. Надеюсь, когда-нибудь фильм доберется до большого экрана, потому что получилось действительно стоящее авторское кино.

В качестве второго режиссера, чья работа уже оплачивалась, Сергей Савчук начал работать четыре года назад. Его первым проектом стал сериал «Особый случай» для телеканала «Россия».

До того, как попасть на площадку к молодому режиссеру Ивану Твердовскому, которого сегодня называют русским фон Триером, Сергей Савчук успел поработать с молодыми режиссерами Алексеем Смирновым (короткий метр «Папа»), Наркас Искандаровой («Без репетиций») и другими.

– Иван И.Твердовский – редкий талант, в творчество которого я влюбился еще со времен «Класса коррекции». Мечтал попасть к нему на площадку. К счастью, мне повезло. Я работал с ним на «Зоологии» как скрипт и помощник режиссера, после он пригласил меня в свой следующий проект – «Подбросы», но уже в качестве второго режиссера.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Фильм «Подбросы», который получил два приза на «Кинотавре», дался очень тяжело всей команде, вспоминает Сергей. Было 80% ночных смен. А чтобы подготовить и снять одну сцену, уходило много сил и времени.

– Фрагмент с одним из «подбросов» в фильме от силы занимает две минуты. Но вы просто не представляете, сколько мы готовились – меняли лампочки в фонарях по всей улице, проливали асфальт водой – и сколько потом снимали! Ваня делает много дублей. У него своя система работы с актерами, он документалист по природе и в своих работах старается добиться именно документальности. В его сценариях нет строго прописанных диалогов, он их лишь намечает. Все диалоги он выстраивает с актерами на репетициях, разрешая им говорить языком героев. Первые дубли, как правило, репетиционные: актеры притираются друг к другу. Ваня словно дожидается, чтобы они «устали» и перестали играть. Так он добивается тех самых дублей – живых и настоящих.

После проекта «Коридор бессмертия», посвященном блокаде Ленинграда, где брестчанин работал с большим количеством актеров массовых сцен (около 300 человек), его пригласили на военный проект «Т-34», который снимал режиссер «Бригады» Алексей Сидоров. 

 – На этом фильме работало несколько вторых режиссеров, и каждый отвечал за свое направление. Главным был Дмитрий Гальперин, – рассказывает Сергей. – Я руководил вторым планом совместно с постановщиком трюков Александром Самохваловым. Также с малой группой снимал детали: как ступает сапог в грязь или осыпается земля с гусениц идущего танка, – в общем всё, чем можно «разбавить» картинку.

Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Сергея съемки «Т–34» поразили своим размахом: большим количеством исторической и военной техники, пиротехнических средств, масштабными декорациями, огромными человеческими и административными ресурсами.

– Столько сожженных за одну смену дымовых шашек я еще не видел ни разу: все в округе было в дыму и копоти. И в грязи. Буквально спустя два дня после запуска площадка превратилась в месиво. Танки и киносъемочная техника сделали свое дело, превратив поле в огромные траншеи, через которые невозможно было пройти. Группу подвозили в ковше «Кировца» от дороги к настилам, на которых, как на плоту, располагалась административная база, столовая и грим с костюмом. 

Полнометражный фильм «Т–34» вышел на экраны в прошлом году, а в 2020-м запланирована премьера двухсерийного фильма. Это будет расширенная версия с более глубокой драматической линией и развернутыми историями героев.

 Говоря о планах, Сергей не может не рассказать и о своих возможных перспективах:

– Многие вторые режиссеры, которые чувствуют потолок, уходят потом либо в режиссуру, либо в продюсирование. Я пробовал себя в качестве продюсера на коротких рекламных роликах и решил, что это пока не мое.То еще удовольствие – организовать качественные съемки проекта за копейки и умудриться заработать, никого при этом не обидев и не обманув. Мне по духу ближе режиссура. Что мешает начать снимать сейчас? Наверное, страх потратить впустую силы людей и деньги, ведь кино – это коллективное и затратное искусство. Я без проблем могу развести и снять сцену, но собрать весь фильм – сомневаюсь. А делать что-то некачественное не хочется, потому что я жуткий перфекционист. На самом деле преклоняюсь перед людьми, которые не сомневаются, а берут и начинают снимать. Не опускают руки от первых неудач, делают «работу над ошибками»и настойчиво продолжают дальше. Растут и в результате создают шедевры. Хочу однажды найти в себе силы присоединиться к ним.

Источник: Газета Заря
Автор: Елена ДАНИЛОВА
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0