Рано или поздно наступает момент, кода автомобиль перестает выполнять свои функции и становится лишь обузой для его автовладельца. Можно продать авто на запчасти либо произвести его реновацию и дать еще один шанс, продав другому собственнику. А если ничего этого не нужно? Ответ один: утилизация.
Ни для кого не секрет, что по дорогам Беларуси передвигается множество автомобилей в, мягко говоря, неудовлетворительном техническом состоянии (об их эстетическом виде вообще говорить не приходится).
К чему я все это? Моему отцу, которому осенью исполнится 77, стало сложно обслуживать свой автомобиль ВАЗ-21063 1986 года выпуска. Да и после двух предынфарктных состояний за руль он стал садиться все реже. Взвесив все «за» и «против», все же решился отправить автомобиль на покой: сдать в утиль.
«А почему-бы его не разобрать и не продать по запчастям, – скажете вы, – ведь денег получить можно гораздо больше». Этот вариант не рассматривался, ибо у отца был опыт такой разборки лет 10 назад, когда по запчастям был распродан древний Ford Escort. Объявления, звонки, встречи… Для человека почтенного возраста это уже сложно. Да и некоторые запчасти до сих пор валяются на гаражном стеллаже и ждут своей очереди, чтобы при очередной ревизии отправиться в пункт приема вторсырья. И главное «против» такой идеи – юридически автомобиль продолжает существовать и числится в ГАИ на его собственнике.
Итак, приняв решение отправить «Жигули» в последний путь, стали выяснять, какие шаги необходимо предпринять.
Снимаем автомобиль с учета
Здесь оказалось все просто: техпаспорт в наличии, госномера есть. Сверка номеров при снятии с учета для утилизации не потребовалась. Поехали в ГАИ, подали заявление, сдали номера, сняли автомобиль с учета и получили вот такую справку.
Но что делать, если нет ни автомобиля, ни номеров, ни техпаспорта? Для таких случаев процедура также предусмотрена. Главное условие – автомобиль не должен быть засвечен в базах штрафов и страховых компаний в течение трех лет, которые предшествуют обращению в ГАИ (с 17 июня 2024 года на основании изменений, внесенных в Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств», этот срок уменьшится до одного года).
Утилизация: мухи отдельно, котлеты отдельно
В результате регистрационных действий наш ВАЗ де-юре превратился в груду запчастей: по сути автомобилем больше не является и повторной постановке на учет уже не подлежит.
Зная, что в поселке Гатово размещается «Вторчермет», который, собственно, и должен заниматься утилизацией автомобилей, обратились туда. «Увы, но автомобили в утиль целиком мы сейчас не принимаем. Чтобы сдать авто в лом, необходимо оставить только металлические части», – вежливо ответили на том конце провода и порекомендовали разобрать машину.
Как так? Ведь была раньше в Гатово услуга по разборке автомобиля, при которой машину принимали по весу, определяли степень «засора», а потом уже разбирали ее и утилизировали различные материалы безопасными способами. Сейчас это невозможно ввиду, как нам пояснили, отсутствия людей, которые могли бы этим заниматься.
«Во-первых, у вас должна быть справка о снятии автомобиля с учета. Во-вторых, вы сами подготавливаете свою машину, потому что мы принимаем только металл: вам нужно будет снять обшивку и все неметаллические части, в том числе покрышки и остекление, слить топливо и технические жидкости», – еще раз повторили на «Вторчермете».
На наш вопрос, если ли какая-то площадка, чтобы произвести все эти манипуляции с автомобилем, нам ответили категорическим «нет».
В итоге получается, что сдать авто в утиль не так-то просто, понадобится для этого не один день и немалые средства, потому что все неметаллические части также нужно будет как-то утилизировать, на чем-то и куда-то вывозить. Понятное дело, в контейнер для ТКО их не выбросишь: утилизация должна быть безопасной для окружающей среды. Освободив кузов автомобиля от «примесей», нужно будет решить еще один вопрос: как транспортировать металл на приемный пункт. Придется заплатить за погрузку и транспортировку того, что от автомобиля осталось, чтобы потом сдать его по цене 62 копейки за килограмм.
Посчитаем. Будем исходить из веса авто в 1 тонну (паспортная снаряженная масса ВАЗ-21063 1045 кг), а «примеси» составляют 35% от веса авто. Получается, «Вторчермет» может дать за него 650*0,62=403 рубля. Минус затраты на вывоз металла и всего остального – не менее 100 рублей. Итого в сухом остатке – не более 300 рублей плюс несколько дней или недель, потраченных на разборку. И это в том случае, если у экс-владельца экс-автомобиля есть гараж или другое место, где можно заняться этой самой авторазборкой. А для тех, кто хранил своего железного коня на парковке рядом с многоквартирным домом, миссия становится невыполнимой.
И вот здесь возникает логичный вопрос: а кому это нужно? Ведь гораздо проще просто «случайно» забыть свой автомобиль во дворе или на какой-нибудь парковке и не париться с его утилизацией. Со временем городские службы решат, как его утилизировать. Но и здесь не все так просто.
Можно ли утилизировать автомобиль без разборки? Выход есть
Как-то избавится от автомобиля, снятого с учета для утилизации, все-таки нужно. Мы решили попробовать сдать его как есть – со стеклами, колесами, пластиком и прочими твердыми и жидкими составляющими – на приемный пункт вторсырья, которых нынче по Минску в достатке. Но и здесь столкнулись с проблемой. Подавляющее большинство приемных пунктов не имеют возможности принять авто целиком для утилизации.
После обзвона десятка приемных пунктов нам все же удалось найти приемно-заготовительный пункт ОАО «Белвторресурсы», где согласились забрать наш автомобиль по 45 копеек за килограмм «живого веса» для последующей разборки и сортировки.
Понятное дело, мы своим ходом поехали туда, загнали автомобиль на весы, получили 450 рублей и спокойно уехали. Ни тебе поиска места для разборки авто, ни трат времени на эту самую разборку и сортировку мусора, ни дополнительных расходов на вывоз металла, стекла и пластика. Все максимально быстро и удобно.
«А как же утильсбор?» – спросите вы. А никак! В Министерстве финансов Республики Беларусь нам пояснили, что к реальной утилизации автомобилей утилизационный сбор никакого отношения не имеет.