Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берется асфальт, и на какой «кухне» его готовят? Чтобы посмотреть на процесс варки черной массы, мы отправились на промышленную базу «Бронная Гора» Березовского ДРСУ №102 филиала КУП «Брестоблдорстрой».
В 2000 году введен в действие асфальтобетонный завод, позволяющий выпускать качественные асфальтобетонные смеси, а с 2002 здесь функционирует цех по производству битумных эмульсий. Они широко используются при проведении ямочного ремонта дорог. Преимущества использования битумной эмульсии связаны с обеспечением высокого качества работ без нагрева каменных и вяжущих материалов, что позволяет существенно снизить энергозатраты в отличие от традиционных технологий. Плюсом является и экологический фактор, поскольку при работе с эмульсиями практически отсутствуют вредные выбросы в атмосферу.
На промышленной базе ДРСУ №102 работают более двадцати сотрудников: инженер-лаборант, мастер, старший прораб, операторы асфальтобетонного завода, цеха по выпуску битумной эмульсии, электросварщики, слесари, электрики и другие.
Заходим в цех по производству битумных эмульсий. Ведущий инженер по содержанию улично-дорожной сети и безопасности дорожного движения предприятия Анатолий Пигас рассказывает, что битум поступает сюда с нефтеперерабатывающих заводов Новополоцка и Мозыря. Поставляют его грузовыми автомобилями. Насосы закачивают битум в диспергатор, где при температуре свыше 120 градусов происходит соединение с водной фазой – водой, раствором соляной кислоты и эмульгатором. Так образуется битумная эмульсия, которая затем поступает в специальные емкости для хранения. За одну смену производят около 150 тонн битумной эмульсии.
Работа кипит на асфальтобетонном заводе. За рулем погрузчика сегодня Иван Крагель, он выполняет погрузку инертных материалов: песка, отсева и гравия. Существуют несколько рецептов приготовления асфальтобетона в зависимости от его назначения, а основные ингредиенты для приготовления – щебень различных фракций, битум и отсев. Щебень привозят из микашевичских карьеров. После того, как сыпучие попали в накопительные бункеры, а их здесь четыре, смесь подается на транспортировочную ленту. Далее она проделывает путь в сушильный барабан, по элеватору в смеситель, где и происходит смешивание с битумом. Так получается асфальтобетонная смесь. Из бункера-накопителя идет отгрузка в грузовые автомашины.
За нелегким процессом наблюдает из кабины, в которой находится пульт управления, оператор асфальтобетонного завода Николай Пунько. На благо дорожного управления он трудится более 20 лет.
За смену на заводе изготавливают до 500 тонн асфальтобетонной смеси, которая используется для собственных нужд, а также отгружается в соседние районы.
Каждая партия готового асфальтобетона проходит испытания в лаборатории. Здесь трудится инженерлаборант Елена Чиж. После окончания Гомельского дорожно-строительного техникума жительница Гомельщины по распределению приехала в Березу работать в ДРСУ №102. Вот уже более 36 лет Елена Александровна испытывает на прочность материалы. Наблюдения и контроль проводятся согласно требованиям нормативных документов. Продукция, а это щебеночно-гравийно-песчаные смеси, битумные и нефтяные эмульсии, железобетонные и бетонные трубы, грунты и многое другое, проходит ряд испытаний: отбор проб, определение вязкости, плотности, внешнего вида, влажности, содержания глины, прочности на сжатие. Каких только приборов нет в арсенале инженера-лаборанта. Это различные весы, вакуумная установка, вискозиметр, пенетрометр, мерные цилиндрические сосуды, сито, линейки, термометры.
Благоприятный сезон для проведения дорожно-строительных работ, в частности укладки асфальтобетонного покрытия, длится до ранней осени, поэтому сейчас на промышленной базе горячая пора.