НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

Как IT меняет учебный процесс: опыт педагога из Брестской области

22.03.2022 05:59
Общество

Уроженка Дрогичина Алёна Слинко (в девичестве – Шелягович) обучает детей программированию в Iteen Academy Образовательного центра ПВТ. Со своими воспитанниками педагог участвовала в конкурсах в Италии, США и на Мальте. Алёна четырежды выступала на конференциях Microsoft (трижды в онлайн-формате в связи с пандемией, один раз летала в Казахстан). Педагог делилась своими опытом и наработками не только с белорусскими преподавателями, а также с латвийскими, абхазскими и грузинскими коллегами. Рассказываем, как наша землячка добилась успеха и чем занимаются дети на ее занятиях.

«Хотелось расти дальше», или как IT круто поменяло жизнь

Алена 7 лет проработала учителем информатики в одной из столичных школ. Решение уволиться приняла перед самым началом учебного года – 30 августа. И так благополучно совпало, что в тот же день был найден специалист на замену. Алёну с легкостью отпустили.

– Я получила 1 квалификационную категорию и поняла, что больше в школе мне нечего делать, хотелось расти дальше. 30 августа позвонила в образовательный центр ПВТ, раньше я там была на курсах и знала, что есть Детская академия (Iteen Academy). Спросила про работу. Мне ответили, так как график занятий на учебный год сформирован, остались свободные часы в самых разных предметах. Я согласилась, – рассказывает Алена.

В Iteen Academy другая система обучения детей. Ранее каждые полгода у учащихся была смена дисциплин. В настоящее время ребята имеют годовые курсы объемом 96 (1-4 классы) и 126 (5-11классы) академических часов. Направлений очень много: от дизайна, робототехники до программирования в Minecraft, Sctrach, Python, Unity, прототипирования, пилотирования квадрокоптерами и бизнес курсов.

– Я изучала огромное количество дисциплин. Была серьезная работа, свободного времени практически не оставалось. После у нас ввели новый курс – программирование в образовательной среде Minecraft. Информация о программе практически отсутствовала. Приходилось искать и читать зарубежные статьи, экспериментировать, – отмечает преподаватель.

Изначально педагог получила только логин и пароль – и во всех последующих шагах приходилось разбираться самостоятельно. Как зарегистрировать преподавателя, детей, скачать программу, запустить ее. Поначалу эти нюансы требовали усилий, теперь, спустя 4 года, доведены до автоматизма.

– Я задавала вопросы детям, просила показать, научить, ведь до этого никогда не играла в Minecraft. Тем более непонятно, как преподавать, если ты не умеешь играть. Меня эта образовательная программа сильно зацепила, и у меня стало неплохо получаться, – говорит Алена.

Освоить программу самостоятельно, когда нет никаких пособий и опытных учителей, – полдела. Как подать детям информацию, какая методика преподавания в игровой форме лучше, как правильно выстроить курс обучения, волновало педагога.

– Иногда на уроках получалось все просто замечательно, хотя шел на занятия с мыслями, что все плохо. Иногда шел с полной уверенностью и имел какие-то провалы. Первые полгода я много тестировала на детках. Поехала на целое лето работать в IT-лагерь. Там активно придумывала различные задания, уроки. Становилось все легче писать такого плана занятия. После этого я принялась за построение всего курса. В настоящий момент у нас полный курс Minecraft – 3 года, занимаются дети из 3, 4 и 5-6 классов, – рассказывает Алена.

«В Minecraft нет никаких ограничений», или как дети изучают химию, физику, архитектуру

Образовательную программу Minecraft не следует путать с игрой. Она создана на основе игры, но имеет много образовательных элементов, с которыми и работает педагог. Первую образовательную версию создал австрийский педагог в 2016 году. Работая в школе, он заскучал. Австриец сам любил играть в компьютерные игры. Он взял Minecraft за основу и начал в школе делать с детьми проекты в обычной игровой версии. Заинтересовались и другие учащиеся, коллеги, даже руководство школы – все были вовлечены. После этого австриец получил согласие создателя игры написать дополнительную часть – обучающую версию. Так появился Minecraft Edu, после был переименован Minecraft Education Edition. Программу используют во всем мире в садах, школах, колледжах и даже университетах.

– В Minecraft нет никаких ограничений – только в наших умениях и фантазии. Эту игру называют «песочницей». Что дети делают в обычной песочнице? Все, что захотят: они могут строить домики, автострады, печь куличики, играть в кухню, делать клады. Также и в игре – здесь такой же мир, как тот, в котором мы живем. В ней игроки могут исследовать мир или строить что угодно. А в образовательной программе есть еще 3 языка программирования: JavaScript, MakeCode и Python, вся таблица Менделеева. Мы можем проводить там эксперименты, опыты, – отмечает педагог.

Благодаря занятиям, погружаясь в виртуальную реальность, дети развивают творчество и воображение, учатся работать в команде, решать проблемы и задачи не только учебные, но и любые другие, например, экологические, перечисляет Алена. Ребята программируют, создают дома, парки, города, квесты, игры. Уже в 3-м классе дети знают, как и из чего добыть огонь или получить стекло, могут построить различные механизмы.

– Одним из моих достояний является написание учебных курсов для Образовательного центра ПВТ. Свое авторское право я передала центру, и мои разработки активно используются во всех наших филиалах, – рассказывает Алена.

«У нас был прием в мэрии», или как игра открывает мир

Наша землячка обучает данному виду программирования белорусских преподавателей. Iteen Academy есть не только в столице, а также – в Бресте, Гомеле, Гродно. Опыт и разработки Алены востребованы за рубежом: она преподавала латвийским детям и педагогам, обучала абхазских, грузинских коллег. Четырежды выступала на конференции Microsoft (данная компания выкупила Minecraft) и является Microsoft Expert (экспертом Minecraft).

– Это дает возможность расширить свои профессиональные границы, дополнительно обучаться, – подчеркивает Алена.

Преподаватель со своими учениками участвовала в конкурсах в Италии, США и на Мальте. Самой крупной победой стало 1-е место в конкурсе в Венеции в 2019 году. Проект белорусской команды был признан лучшим в европейском зачете – среди более 4000 участников и 100 команд.

– Конкурс проходил среди реальных архитекторов. Понравившиеся жюри проекты потом отстраивались. В программе конкурса была отведена часть для детей. Они пробовали себя в роли архитекторов, строили умный город, преемственный детям. Город должен был соответствовать концепции устойчивого развития, принятой ООН, – делится подробностями Алена.

В своем проекте ребята представили город, где есть футбольные поля и много других площадок для занятий спортом, стоят автоматы по выдаче бесплатных яблок, морковки, булочек, пирожных. Люди там активно занимаются волонтерством и имеют возможность обучаться вне зависимости от возраста. В городе экономится электроэнергия, вода и бережно относятся к природе. Люди полностью отказались от автомобилей и передвигаются на SkyWay (внешне напоминает фуникулер).

– Нашим призом стала поездка в Венецию на 5 дней. Мы с ребятами жили в высокотехнологичном хостеле, который относится к Музею М9. Музей полностью интерактивен, там огромное количество различной компьютерной аппаратуры последнего поколения. Его экспозиции посвящены становлению человечества и итальянской культуры. В музее есть подразделение для детей Mchildren с множеством обучающих активностей, – рассказывает Алена.

Белорусская команда побывала в различных музеях, на экскурсиях, мастер-классах. Дети просыпались рано утром и были заняты весь день.

– Также мы ездили на остров Мурано, где живут и работают знаменитые стеклодувы. Для нас сделали красивый сувенир. Мы побывали в мэрии. К сожалению, у мэра в тот день не получилось с нами встретиться. Но с нами был его помощник. Мы посмотрели кабинет мэра, фотографировались на балкончике у Гранд-канала, – вспоминает наша землячка.

Minecraft – это мир, полный волшебства и в то же время реальности. Но родители часто не одобряют игру детей, не понимая, что это также способ интересно и креативно учиться. Сейчас благодаря Образовательному центру ПВТ и Алене их мнение меняется.

– Сейчас я занимаюсь только программированием в образовательной среде Minecraft, уже 4 года. Продолжаю развиваться здесь, стараюсь вносить разные элементы, придумываю новые уроки и курсы, изменяю методики, чтобы ни я, ни дети не заскучали. Планируем включить в учебный курс еще и второклассников, – делится своими задачами педагог.