Сегодня рассказываем про опыт привоза белорусом Skoda Citigo в страну. Получилось ли у него обойти запрет или вмешался случай? Обо всех подробностях — в материале Av.by.
«Белорус за рулём польского эвакуатора с немецкой машиной на борту»
Со своей историей в редакцию обратился Стас. Осенью прошлого года житель Минска отправился к другу в Германию, где у местного дилера присмотрел себе автомобиль — Skoda Citigo. О запрете на ввоз представителей марки в Беларусь мужчина тогда не вспомнил.
— Машина продавалась у немецкого дилера Skoda, у иномарки чистая история и хороший пробег — 96 тысяч километров. Год выпуска — 2019-й. Комплектация небогатая, но как автомобиль на каждый день — отличный вариант! Литровый двигатель вкупе с «механикой» гарантирует скромный расход топлива. Хотя эти моторы считают малоресурсными, на европейских аукционах можно встретить предложения с пробегами по 250—300 тысяч километров. В общем, я решил машинку забрать, тем более не сомневался в людях, которые мне её предлагали.
— Ударили по рукам, переоформили «Шкоду», и я поехал в сторону Беларуси. Про запрет на ввоз я совсем забыл! Дело было в середине октября, а добрался до польской границы я в первых числах ноября. Без задней мысли стал в очередь, и тут ко мне подходит земляк со словами: «А как ты будешь ввозить Skoda в Беларусь? Есть запрет, который могут продлить». И тут я понял, что ждут большие проблемы.
— В голове нарисовался основной вариант — ехать обратно и возвращать машину немцам, но тогда я увеличил бы свои расходы. Денег с собой было впритык.
Приближалось 4 ноября — день, когда могли продлить запрет. В надежде, что этого не случится, я уехал в Минск ждать результата, авто же оставил в Польше.
Уже дома в голове прокручивал разные возможности. По итогу через сообщество отыскал «мотобрата», который находится в Калининграде. Тот пообещал помочь в моей ситуации, после чего я принял решение растаможивать авто именно через этот регион. С мыслью, что по приезде в Польшу продлю страховку, отправился в Белосток на маршрутке.
— Обхожу шесть страховых компаний в Белостоке — везде отказ. Оказалось, что формально машина ещё принадлежит Германии, за рулём белорус, поэтому страховку продлить нельзя. Если автомобиль на «транзитах» — поезжай в ФРГ и там оформляй заново. А как ехать, если страховка закончилась? Перемещаешься без неё по Польше — штраф 1 000 евро. Засада, но что делать?
— Оказалось, калининградец занимается мотоциклами из Европы и растаможивает их на месте. Ему были знакомы все процедуры: получение электронного ПТС, СТС, декларирование и таможенные дела. Он предложил доставить Skoda Citigo в Калининградскую область, а я варианта лучше не видел, поэтому согласился.
— Но как ехать на «Шкоде», если закончилась страховка? Никак. Эвакуатор туда обойдётся в 700 евро, что совсем не входило в мои планы: я и так уже изрядно потратился. В это время дома находилась жена, которая занимается CEO-администрированием и хорошо ладит с современными технологиями. Она помогла мне сориентироваться: предложила арендовать эвакуатор и самому сесть за руль, чтобы сэкономить. Стоимость такого проката — 75 евро в сутки.
— Обзвонил несколько фирм — в одной более-менее договорились. Приезжаю наутро, и владелец сразу спрашивает, куда я собираюсь. А я без тени сомнения говорю: «В Калининград!» У того глаза по пять копеек: «О нет, туда не дам! Ты мне не вернёшь машину и раскрутишь её на железяки». Карты поляка у меня нет, вида на жительство — тоже, разрешения на работу… В общем, ничего, что его убедило бы. А других свободных эвакуаторов уже не было.
В общем, пришлось уговаривать два часа. Сначала он твердил, что даст машину мне только под залог в $18 тысяч. Но мы сошлись на последних 500 евро, которые я припас на дорожные траты. Для понимания ситуации: обычно поляки вообще залог не берут!
— Выписывает мне пан договор аренды да про себя бормочет: «Не вéрнешь ты мне лавету (автовоз. — Прим. авт.), ой, не вéрнешь…»
Тем не менее заполучил я этот эвакуатор, а поляк мысленно, видимо, уже попрощался с машиной. Тем более она им уже и не сдавалась в аренду, а была выставлена на продажу.
До литовско-российской границы я добрался быстро. Ехал сознательно через Литву, так как тамошние таможенники более дружелюбные. А вы представьте, сколько вопросов вызывает белорус за рулём польского эвакуатора с немецкой машиной «на борту»... Грех не поинтересоваться, куда и зачем путь держит!
— «Мотобрат» сделал мне все документы в электронном виде. По немецкому брифу машина была оформлена на меня, поэтому я сделал европейский ДКП на местного жителя, по которому ввозил этот автомобиль в Калининградскую область.
— Литовскую границу проехал легко — мне даже успешно поставили штамп о возврате 19% НДС, хотя сейчас иногда европейцы вставляют палки в колёса белорусам и россиянам. Из-за санкций не одобряют возврат на авто больше определённой суммы. Но у меня-то маленький Skoda Citigo — чего тут сомневаться в цене?
Проблемы начались при въезде на российскую границу. Таможенники не хотели впускать ни в какую! Говорят, белорус на польском эвакуаторе с машиной, оформленной на какого-то «левого» россиянина... Бодался с ними долго, но сказали ждать утра.
— Переночевал в машине. Утром была уже другая смена, и сотрудница без лишних вопросов одобрила дальнейшее следование на внутренний ПТО. «Мотобрат» меня встретил и во всём мне помогал. Сначала требовалось растаможить авто. С этим проблем и сюрпризов не возникало, так как ставки пошлин в рамках Таможенного союза одинаковые. Отдал только 1 500 евро по курсу в российских рублях — с литровым мотором растаможка не пугает даже без «льготника».
Тем временем аренда за эвакуатор капает, а электронный ПТС сделают только через два-три дня. Попросил калининградца присмотреть за машиной и поехал в Белосток отдавать лафет. Мы с россиянином ещё договорились, что он попробует продать Skoda Citigo на месте, как только будут готовы все документы. А ведь этого человека я видел первый раз в жизни!
— Когда вернул эвакуатор поляку, тот аж прослезился. Ох, не верил пан в мою честность до последнего!
«Поставил машину на площадку дилера Skoda за $11 900»
Может показаться, что на этом в истории Стаса время поставить точку, но впечатление обманчиво.
— Так получилось, что «Шкода» зависла в Калининграде на два месяца, и у «мотобрата» не было возможности ей заниматься по семейным обстоятельствам. Приближался момент истечения моей визы (26 января), поэтому я оперативно рванул туда, чтобы вывезти автомобиль в Беларусь.
Приехал, прошёл техосмотр, оформил страховку «Зелёная карта», после чего поставил авто на учёт, «переобул», а затем перегнал в Россию.
— За изготовление номера отдал 2 000 российских рублей (около 75 BYN), за прохождение техосмотра — 2 100 RUB (78 BYN), купил комплект новой зимней резины (450 BYN), поэтому на обратную дорогу оставались считаные копейки — 1 000 российских рублей. Пришлось продать бэушные летние покрышки на местном шиномонтаже — так разжился наличностью, — с улыбкой отмечает собеседник. — Калининградец помогал бесплатно, а общая сумма сопутствующих расходов на оформление обошлась в 50 000 RUB ($630).
Переоформлением с калининградского владельца на родственника-россиянина я занимался по доверенности. Договоры купли-продажи в РФ выглядят и оформляются проще наших — нужны только подписи двух сторон, даже без присутствия продавца.
Образец российского ДКП
— Ещё интересный случай произошёл на пути туда, за машиной. Я знал, что ввозить покрышки к нам нельзя, но не думал, что речь идёт в принципе про провоз через границу.
У Skoda была зимняя запаска, поэтому в Беларуси я купил ещё одну бэушную покрышку ей в пару, чтобы сэкономить на шиномонтаже в Калининграде. Без задней мысли взял одно колесо с собой на поезд. Ведь, по сути, я еду из Беларуси в Россию: в чём может быть проблема? Знакомые меня предупредили, чтобы на границе я заполнил декларацию — так не будет подозрений у российских таможенников, якобы я купил шину в Литве и везу в Калининград.
— И вот я сижу, старательно заполняю декларацию, как вдруг подзывает меня таможенник со словами: «Сегодня ты никуда не едешь!» Сразу сняли с поезда и озвучили закон про запрет на провоз б/у покрышек без диска через границу. Даже штраф хотели дать (180 рублей), но обошлось!
— Пообщались, так они мне предложили дозаполнить декларацию, на которую поставили запрещающий штамп. Я ведь добровольно задекларировал покрышку, поэтому штраф ко мне не применялся. Дальше с шиной меня пропустить не могли, поэтому её пришлось оставить в Беларуси. Но колесо стало золотым! Ведь за билет на следующий поезд отдал 120 рублей.
После череды приключений со Skoda Citigo белорус решил не продавать автомобиль в Беларуси. Он сразу отправился в Россию, оставив хетчбэк у местного дилера. Ценник выставил средний — $11 900.
— Когда вводили ограничения на ввоз Skoda в Беларусь, я по глупости пропустил эти новости мимо ушей, а за два года попросту забыл! Формально история с Citigo не закончена, так как машина ещё продаётся. Реализую на площадке дилера в России, ведь она по документам подходит для пребывания в этой стране: и растаможена, и номера получены, и электронный ПТС есть. Но в целом намучился я с автомобилем, — резюмирует мужчина.
**
Напомним, что в ноябре 2022 года правительство Беларуси вновь пролонгировало запрет на ввоз автомобилей Skoda. Это предусмотрено постановлением Совмина от 03.11.2022 № 744.
Документом продлевается действие постановления от 23.04.2021 № 240. Согласно ему нельзя ввозить на территорию нашей страны, в частности, машины компании Skoda Auto, масла и прочую продукцию бренда Liqui Moly.
Запрет будет длиться до 4 мая 2023 года включительно. Таким образом, ни одну Skoda из Европы и России (новую или подержанную) на территорию РБ не пропустят. Кроме того, работники таможни не будут регистрировать уплату утилизационного сбора в отношении запрещённых автомобилей, в том числе ввозимых в республику из государств — членов ЕАЭС.