Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Как вернуть деньги за некачественный товар, даже если случай якобы негарантийный

23.04.2022 13:11
Общество

Заменить сломавшийся холодильник на новый, вернуть деньги за билет на несостоявшийся спектакль… Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнавала, как в администрации столичного Ленинского района помогают потребителям отстоять их законные интересы перед ритейлерами.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

От звонка до суда

Беседуя с уполномоченной по защите прав потребителей районной администрации Инной Рудковской, прихожу к мысли о существовании особой категории организаций и предпринимателей, которые готовы пойти на грубые нарушения законодательства, невзирая на очевидный риск заплатить за это высокую цену. Консультации, рассмотрение жалоб, разбирательства с нарушителями, подготовка и подача исков в суд — обычная работа специалиста. Все начинается со звонка, с визита, заявления пострадавшего жителя. Помощь ему оказывают бесплатно.

— Большинство жалоб удается урегулировать в досудебном порядке. Даже когда подаем иск в суд, ответчики в основном идут на заключение мирового соглашения, то есть признают требования истца. Если же дело доходит до суда, мы его обычно выигрываем. В таком случае ответчик должен выплатить администрации района штраф в размере 100 % от суммы, взыскиваемой в пользу потребителя. В то же время заявитель освобождается от госпошлины и не несет судебных издержек, — пояснила Инна Рудковская. Приведем некоторые примеры.

Стоп, машина

У индивидуального предпринимателя мужчина купил электросамокат за 800 рублей с гарантийным сроком 12 месяцев. Через полгода эксплуатации сломался руль. В компании по гарантийному обслуживанию заявили, что руль сломал сам владелец. Тот отправился к продавцу с требованием провести экспертизу либо вернуть деньги, но получил отказ без объяснений.

После обращения в администрацию района дело дошло до суда, который постановил: расторгнуть договор купли-продажи, возместить стоимость электросамоката с разницей в цене (на момент вынесения решения в сентябре 2021 года он стоил уже 850 рублей) и выплатить 100 рублей за моральный ущерб. Вдобавок такую же сумму (950 рублей) в виде штрафа выплатить администрации района. Примечательно, что в ходе разбирательства были выявлены и другие допущенные предпринимателем нарушения. В частности, заявителю не направили ответ на обращение о проведении экспертизы, отказали в предоставлении Книги замечаний и предложений.

Прибор с сюрпризом

Пенсионерка попалась на удочку лжегазовиков. К ней в квартиру позвонил неизвестный, представился работником «МИНГАЗа» и сказал, что хозяйка должна приобрести и установить сигнализатор загазованности природным газом. Женщина купилась и заплатила за прибор 199 рублей (в магазине он стоит в разы меньше). Составили договор, выдали квитанцию об оплате. Когда опомнилась, обратилась за помощью к местным властям.

— Проблема разрешилась довольно быстро. На наше письмо в компании не отреагировали. Тогда мы подключили к разбирательству сотрудников РУВД, так как просматривался состав преступления по статье «Мошенничество», те связались с фирмой. Бабушке вернули всю сумму и расторгли с ней договор, — рассказала Инна Рудковская.

Недетские игры

Мама купила ребенку пластилин. Тот поиграл с ним, и через несколько часов проявилась аллергическая реакция. Вызвали скорую. По возвращении из больницы женщина обнаружила в пластилине плесень. Пришла в магазин и потребовала вернуть деньги. Ей отказали, в проведении экспертизы — тоже, дескать, есть документы, подтверждающие качество товара.

— Администрация подготовила иск в суд, но магазин решил конфликт путем мирного соглашения (подробности нам неизвестны). Замечу: отказ от проведения экспертизы по требованию потребителя — нарушение, — сказала Инна Рудковская.

Занавес

С 2021 года в тематике обращений появилось новое направление: люди массово жаловались на невозможность вернуть деньги за билеты на концерты или спектакли, которые отменили или перенесли.

— У меня сейчас на рассмотрении три такие жалобы на одну компанию. Она продавала билеты на спектакли, которые должны были состояться зимой. Однако артисты не приехали из-за эпидемической ситуации либо потому, что было продано незначительное количество билетов. Поступали заявления и на другие подобные фирмы. Их представители на запросы несостоявшихся зрителей отвечали: «Денег нет». Разбираемся, подаем иски в суд. Одну компанию решением суда уже признали банкротом, но это крайний случай. Обычно деньги находятся и возвращаются покупателям, — отметила уполномоченная по защите прав потребителей.

Источник: Минск-Новости
Фото: из открытых источников (иллюстративное)