/sent-2022/28/gai.jpg)
Фото из открытых источников (иллюстративное)
У автомобилистов осталось меньше месяца, чтобы сменить шины на зимние. С этого года ПДД ужесточили, и теперь «всесезонки» под запретом. Что именно можно «обувать», когда лучше это сделать и где именно — Blizko.by рассказывает подробности.
Когда именно надо сменить резину?
Дорожные законы Беларуси четко говорят, когда на автомобилях должны быть установлены зимние шины. Так, и ПДД Беларуси (пункт 2071), и Техрегламент Таможенного Союза (приложение 8) указывают, что зимние шины должны стоять с 1 декабря по 1 марта.
Какие именно шины считаются зимними?
Как мы уже говорили, теперь всесезонные шины в стране под запретом. Запретить ездить зимой на «всесезонках» задумали еще ранней весной. И в новой редакции ПДД, часть пунктов которых вступила в силу с 1 сентября, такая норма теперь жестко закреплена.
При этом в ПДД не сказано «всесезонные шины использовать не допускается», в правилах вообще нет ни слова про «всесезонки». Но четко указано, с какой маркировкой на покрышках можно ездить зимой, а с какой нельзя.
Как было раньше?
В прежней версии ПДД говорилось, что можно использовать как настоящие зимние шины, так и те, что относятся к всесезонным.
«Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons», во время эксплуатации на указанном покрытии имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм».
Буквы M и S в разных сочетаниях означают Mud and Snow — «грязь и снег». А «All Seasons» — это «все сезоны», так же как и просто буквы AS, либо пометки 4 Seasons или знак 4S («четыре сезона»), All Weather или буквы AW («любая погода»).
А как сейчас?
Теперь в ПДД заменили это «либо» на «и», и пункт 25 главы 5 «Колеса и шины» звучит так:
«Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее и одним из знаков «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации имеют остаточную глубину рисунка протектора менее 4 мм».
Знак в виде горной вершины с тремя пиками еще называют сложной аббревиатурой 3PMSF (что означает Three-Peak Mountain SnowFlake, или буквально «гора с тремя пиками и снежинкой») либо просто «альпийским знаком». Этот значок — свидетельство прохождения сертификации, доказательство того, что шина прошла специальные тесты на ускорение, на торможение и на тяговое усилие в зимних условиях. Знак этот существует только в одном-единственном варианте и одинаков для всех производителей, которые эту сертификацию прошли. Такой знака качества и соответствия, который понятен всем автомобилистам.

Часто горный знак и аббревиатуру M+S размещают рядышком, и по новым правилом надо, чтобы были нанесены оба этих обозначения — необязательно рядом, но обязательно оба.
Вот это — настоящая зимняя шина.

Если же вы видите значок в виде горной вершины лишь с одним или двумя пиками, или без снежинки внутри, или одинокую снежинку, или пиктограммы с кленовыми листьями, зонтом, каплями, или снежинки, раскиданные по боковой поверхности покрышки, — то это всего лишь маркетинговый ход, который не имеет ничего общего с сертификацией. Такие шины — не зимние!
Вот на таких покрышках теперь в Беларуси ездить зимой нельзя.




Таким образом, всесезонные шины теперь нельзя использовать для езды с декабря по март. Нужно, чтобы зимой на покрышках обязательно был «альпийский знак» с аббревиатурами. Но на «всесезонках» можно ездить в другое время: например, поздней осенью или ранней весной, если погода позволяет.
Можно ли вообще не менять шины на зимние и спокойно ездить на летних?
Да, можно, но только в двух случаях.
- Первый: если вы управляете грузовиком, или автобусом с технически допустимой общей массой более 5 тонн, или троллейбусом, или каким-нибудь колесным трактором либо мотоблоком.
Но если говорить про легковушки, или грузопассажирские машины массой до 3,5 тонны, или автобусы массой до 5 тонн (то есть, про подавляющее большинство всех машин, что встречаются в городе), — то зимние шины обязательны.
- Второй случай: если вы пробили колесо с зимней шиной, то можете поставить летнюю «запаску» и, цитируем, «следовать к месту стоянки или ремонта, соблюдая необходимые меры предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения» (пункты 196 и 194.7 ПДД).

Наконец, не менять шины можно в том случае, если вы не будете ездить на машине до весны. Припаркованный автомобиль участником дорожного движения не является.
Можно ли ставить шипованные шины?
Ставить шипованные шины в Беларуси можно, но только не в летний период. Они особенно полезны в условиях гололеда и сильного снега, обеспечивая лучшее сцепление на обледенелых дорогах. При этом шипованные шины быстрее изнашивают дорожное покрытие и шумят, а на голом асфальте — хуже тормозят.

Из правил: шипованные шины надо ставить на все оси транспортного средства. Если ставить шипы не на все колёса — это может привести к несимметричной управляемости.