Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Какие тайны хранит старейший православный храм Брестского района – Свято-Преображенская церковь в деревне Теребунь

17.04.2023 10:40
История

Деревня Теребунь, расположенная на правом берегу р. Лесная, известна с конца XIV века. В 1536 году королевским указом она была передана во владение беженцу из Московского княжества Ивану Шуйскому. По мнению известного брестского краеведа Анатолия Гладыщука, причиной побега стала любовь, пишет «Вечерний Брест».

Какие тайны хранит старейший православный храм Брестского района – Свято-Преображенская церковь в деревне Теребунь

Князья Шуйские вели свой род от самого Рюрика – в начале XVI века это была одна из самых могущественных «фамилий» в Москве. В 1526 году «государь всея Руси» Василий III женился во второй раз, на литвинке Елене Глинской, дочери берестейского старосты Василия Глинского, не исключено, что и сама Елена родилась в Берестье. Наша землячка родила московскому владыке двух сыновей, в том числе Иоанна, вошедшего в историю как Иван Грозный. В 1533 году Василий III умер, оставив опекунами малолетнего сына жену и «совет» из семи знатных бояр, в т.ч. Василия Шуйского. Правда, Елена быстро сбросила «семибоярщину» и начала править сама.

А причем здесь любовь и Теребунь? По одной из версий, в свите Елены Глинской была красавица Марина Боговитиновна из богатейшего Берестейского рода. И племянник Василия Шуйского Иван влюбился в прелестницу. Но после того, как Елена Глинская взяла власть в свои руки, начались гонения на Шуйских. Иван бежал на родину любимой и обосновался в Теребуни. А его внук Ян в 1609 году построил здесь Спасо-Преображенскую церковь и родовой замок.

Местные жители из поколения в поколение передают легенду о том, что храм был возведен из кирпича одного из Радзивилловских дворцов, хозяин которого проигрался в карты Шуйскому. Настоятель церкви отец Александр Кречко подтвердил существование легенды: «Говорят и о том, что прихожане приносили камни за пазухой, по нескольку штук за раз».

Не сомневается настоятель и в том, что между церковью и замком существовал подземный ход: «При ремонте церкви в конце 1990-х годов был обнаружен вход в какой-то подземный туннель. Дуло оттуда неимоверно, тяга была страшная. Пришлось это «отверстие» замуровать». О том, какой длины был ход (некоторые говорят о полутора километрах) и куда вел (недалеко есть остатки земляных укреплений замка XVII века), остается только догадываться.

И еще одна уникальная особенность Спасо-Преображенской церкви: отец Александр уверен, что под храмом находятся захоронения. Подтверждением тому служит закрепленная в полу чугунная плита с гербом Шуйских (возможно, от самого основателя церкви Яна). Такая практика существовала в Москве, при захоронении князей, царей и их ближайших родственников. А князья Шуйские даже имели в свое время удельное княжество Шуй. Более того, во время Смутного времени (1606-1610 гг.) на русском престоле был Василий Шуйский – дальний родственник владельца Теребуни. После низложения он был передан польским властям, и дорога почетного пленника из Москвы в Варшаву наверняка шла через Берестье. Не хотел ли Ян Шуйский, завещая похоронить себя в основанной им церкви под надгробной плитой, подчеркнуть свои «царские» притязания?

Как бы то ни было, веками намоленный храм стоит и сегодня. Изначально он был православным, затем униатским, с середины XIX века вновь православный. И ни разу за свои без малого 415 лет в нем не прекращались службы. Среди его настоятелей было много достойных священников. Например, о. Сергей Страхович (с 1906 г.) первым поставил вопрос о должном чествовании памяти преподобномученика Афанасия в Бресте. В церкви и поныне хранятся древние реликвии, среди которых икона «Покров Богородицы» 1751 года, которую прихожане почитают как чудотворную, икона «Виленские мученики» (XIX век) и другие. Сама же церковь включена в список историко-культурных ценностей Беларуси.