Несколько дней в Брестской крепости грохотали взрывы, слышалась стрельба винтовок – снимались сцены фильма «В списках не значился» по одноименному роману Бориса Васильева. По сюжету 19-летний лейтенант, выпускник военного училища Николай Плужников прибывает в Брест по месту службы. В ресторане вокзала знакомится с племянницей скрипача – «хромоножкой» Миррой. Девушка предлагает проводить его в Брестскую крепость, где угощает чашечкой чая. Пока ребята болтают о том о сём, наступает рассвет 22 июня 1941 года. Слышится звук снарядов, и Плужников понимает: «странные разговоры в Бресте» о неизбежной войне – не миф, немцы на пороге. Коля вспоминает, что не успел отметиться в части, а значит – в списках не значится.
Начинается история неизвестного солдата. В суматохе Николай Плужников принимает бой, и дальше его жизнь превращается в «один день» ада: стрельба, бомбежки, жажда… Из 19-летнего влюбленного парнишки за несколько месяцев лейтенант превращается в измученного, познавшего жизнь сполна человека. У героя романа Васильева не было прототипа, образ Коли Плужникова – подчеркнуто вымышленный. Таких ребят, воевавших вне «списков», в Великую Отечественную сгинуло множество – без имени и без могилы.
Написанный в 1974 году, роман «В списках не значился» считался одним из самых проникновенных, насыщенных правдивыми деталями литературных произведений военной прозы советского периода. За его экранизацию взялись АО «Газпром-медиа холдинг», НТВ, кинокомпании 1-2-3-Production и ТЕМП, ООО «ТРОМЕДИА» при поддержке фонда кино РФ а также – московский театр Олега Табакова. Собственно, инициатива проекта принадлежала художественному руководителю театра, народному артисту РФ Владимиру Машкову.
Владимир Машков во время съемок в Брестской крепости: «Если слово «долг» выбросить из лексикона, действий, обесценится вся наша жизнь»
О «настоящей истории»
– Для меня это было давнишнее желание – сделать кино с актерами нашего театра и нашей театральной школы Олега Табакова. Благодаря моему другу, продюсеру Тимуру Вайнштейну, мы подготовили эту историю к 80-летию Победы. Мы сохранили все, что вложил в этот материал Борис Васильев, и при поддержке фонда кино определенный период снимаем в Бресте. Снимали в Минске и дальше съемки продолжатся на площадке «Москино», где строится огромная декорация, воссоздающая цитадель Бреста. Эта история Бориса Васильева – настоящая. Николая Плужникова играет молодой артист нашего театра Влад Миллер, Мирру исполняет Алена Морилова – студентка нашей театральной школы, на все главные роли назначены артисты театра Олега Табакова.
О спецподготовке
– Наша работа основывается на методе Константина Сергеевича Станиславского. Задача – не играть, а воспроизводить поведение человека в разных предлагаемых обстоятельствах. Ребята, которые исполняют роли военнослужащих, прошли спецподготовку по Уставу 1938 года. С подполковником Российской армии Константином Геннадьевичем Горбатиковым на 10 дней уезжали в поля, жили в палатках. Ребята осваивали винтовку Мосина, пистолет ТТ, наган… Ходили часовыми по ночам. Артистам пришлось терпеть и лишения: какое-то время ели только сухари. Мы подошли к подготовке к съемкам максимально серьезно – и режиссер Сергей Каратаев, и оператор Игорь Гринякин.
О бессмертии кино
– Если фильм будет честным, искренним, настоящим, он запомнится. Наша история – о первых днях Великой Отечественной, когда вся сила немецко-фашистских войск обрушилась на Брестскую крепость в надежде смести ее моментально. Но этого не произошло. Защитники крепости проявили неимоверное мужество. Крепость истекла кровью, но не сдалась. Те, кто в ней сражался, отдали свои жизни, не срамя. Важно, чтобы после такой картины каждый человек подумал: «А я смог бы так, я бы выдержал? Я – наследник этих великих людей?» Это важная миссия кино.
О долге
– Человеку, чтобы жить в гармонии с собой, необходимы три составляющие: хочу, могу и должен. Если слово «долг» выбросить из лексикона, действий, обесценится вся наша жизнь. Человек должен. Должен защищать свою Родину, работать максимально на своем месте. Человек должен быть Человеком. Иногда люди забывают, что есть эмоции – наше отношение к ситуации здесь и сейчас. Но есть и чувства. Чувства – это не про «здесь и сейчас». Многих чувств у человека нет с рождения: чувства прекрасного, чувства долга, патриотизма. Оно воспитывается, и в этом смысле развивается вместе с человеком. Если мы не будем напоминать друг другу, что есть долг, Родина, близкие люди, товарищество, наша жизнь будет пуста и бессмысленна, похожа на жизнь животных, действующих инстинктами выживаемости.