В мире искусства и дизайна коллаборации художников и знаменитых личностей — важный способ объединения разных культур и идеологий. Результатом подобного сотрудничества часто становятся уникальные произведения, которые обогащают обе стороны, а также привлекают внимание широкой аудитории. Наш случай не исключение.
Сегодня Av.by рассказывает про неповторимую работу кастомайзера техники Юрия Шифа — мотоцикл для легендарного футболиста Диего Марадоны. Этот проект стал не только данью уважения выдающемуся спортсмену, но и удивительным произведением искусства на двух колёсах, в котором переплетаются страсть к спорту и мастерство ручного труда. О байке и его нынешнем хозяине — в данном материале.
«Коллекция будет жить со мной до самой смерти!»
Мы находимся в загородном доме художника, реставратора, коллекционера и музыканта Олега Орлова. Редакция av.by приехала сюда для того, чтобы познакомиться с произведением талантливого Юрия Шифа, а также выяснить, как единственный в мире мотоцикл, сделанный для Диего Марадоны, в итоге поселился в гараже Олега.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем призвании. Чем вы занимаетесь?
— С начала 90-х годов я собираю старинную живопись, иконы, мебель и часы. Отреставрировать за всё это время удалось уже около полутора тысяч икон и картин. Также пишу собственные картины и развиваю группу под названием «Олег Орлов». Кстати, в октябре состоится концерт в Белорусской государственной филармонии — приходите! — улыбается мужчина.
Neofit, 1992 год. Художник — Олег Орлов
— Помимо икон и картин, наблюдаю у вас особую любовь к транспорту…
— Да, вы правы. Технику, которой я владею, тоже можно назвать коллекцией. На данный момент в гараже стоят пять мотоциклов и два автомобиля. Абсолютно к каждой модели я питаю нежные чувства. И могу заверить, что эта коллекция — не для продажи. Она будет со мной рядом всю жизнь.
— Давайте поговорим о мотоцикле, который вы для нас выкатили. Расскажите: как так вышло, что теперь вы его владелец?
— Данный мотоцикл под названием El Diego я приобрёл в августе 2022 года. Его собирались подарить будущему тренеру клуба «Динамо-Брест» — Диего Марадоне. Но судьба распорядилась таким образом, что до получения своего подарка знаменитый футболист не дожил буквально неделю.
— Можете ли вы назвать цену «Эль Диего»?
— Точную сумму я вам не скажу, так как данный экземпляр аукционный. Могу утверждать: единственный в мире легендарный мотоцикл стоит как новый и очень дорогой автомобиль. Но в то же время для меня он бесценен, ведь это история, и не только нашей страны…
— Что планируете делать с ним в дальнейшем?
— Продавать его я не собираюсь, он будет доживать свой век со мной. Когда создавался байк, сам Марадона пару раз приезжал в Минск. У меня даже есть мяч с автографом этого талантливого футболиста.
«Золотой мальчик»
Понятно, что мотоцикл создавался под своего хозяина. Напомним, Диего Марадона — футбольная легенда Аргентины. Спортсмен считается одним из величайших футболистов всех времён. Он начал свою профессиональную карьеру в 15 лет в клубе «Архентинос Хуниорс».
Диего Марадона подписывает футбольный мяч, который сейчас находится в коллекции Олега Орлова. Фото из личного архива героя
Выдающиеся навыки, видение поля и креативность быстро сделали Марадону звездой. Он завоевал международную известность в 1986-м, во время чемпионата мира по футболу в Мексике, на котором привёл сборную Аргентины к победе. В этом турнире спортсмен забил несколько значимых для истории футбола голов, включая знаменитый гол «Рука Бога» и потрясающий сольный забег против Англии.
На протяжении своей карьеры Марадона играл за несколько клубов, в том числе за «Бока Хуниорс», «Барселону» и «Наполи», где добился огромных успехов. Он получил множество титулов в чемпионатах и Кубках UEFA, а его влияние на «Наполи» принесло ему легендарный статус среди болельщиков клуба. Диего Марадона скончался 25 ноября 2020 года, но его наследие как футбольной иконы продолжает вдохновлять миллионы людей по всему миру.
El Diego сделан на базе Harley-Davidson Fat Bob 2018 года выпуска
Кастомизацией занимались Юрий Шиф и его команда. Над этой моделью трудились как механики высочайшего класса, практикующие более двадцати лет, так и представители нового поколения мастеров.
— Знакомы ли вы лично с автором кастома?
— С Юрием я познакомился уже после того, как приобрёл мотоцикл. Это очень неоднозначный человек, художник с большой буквы. Он создаёт шедевры мотоискусства, которые участвуют в различных выставках и которые приобретают знаменитые люди. Сам Шиф родом из Беларуси. Он горит кастомизацией техники и мыслит как настоящий творец.
— Юрий со своей командой много раз выигрывал чемпионаты мира по кастомайзингу, занимал первые места в Италии, Германии и других странах. Он и его механики — знатоки своего дела, практикующие до сих пор.
El Diego сделан на базе Harley-Davidson Fat Bob 2018 года выпуска с регулируемой задней подвеской. «Фэт Боб» оснащён V-образным двигателем Milwaukee-Eight 107 рабочим объёмом 1 753 см³ (86 л. с., 145 Нм). Известно, что двухцилиндровый мотор с четырёхклапанными головками обладает весьма хорошей динамикой разгона и высокой тягой.
Когда создавался мотоцикл, через сито сомнений было пропущено огромное количество идей и решений. На все процедуры ушло около 25 недель (без учёта сроков разработки концепции). Интересный факт: изначально дизайн держался в секрете, даже механики не знали, как должен выглядеть конечный продукт.
Про дизайн
— Данный мотоцикл — память о том, каким был Диего Марадона, ведь основа — это Harley-Davidson, техника с особым характером. Именно такая характерность донора и позволила создать то, что вы видите сейчас, — говорит Олег.
От прежнего мотоцикла остались двигатель и рама — всё остальное сделано с нуля. Для того, чтобы дать жизнь «железному коню» такого плана, механикам пришлось в корне переработать его инженерию, обе подвески, ходовую часть и архитектуру. Мужчины спроектировали уникальные подвески, изготовили новые кузовные детали и применили свежие графические и цветовые решения.
Кстати, о цвете. Важно обозначить, что неповторимость мотоциклу придают эксклюзивные детали и компоненты, смелые подходы. Нетривиальные черты байк приобрёл именно благодаря цветовой гамме футбольной формы команды Аргентины того времени.
Элементы аргентинского флага и индивидуальные качества игрока — всё это собрано в лаконичном дизайне. А гламурность и профессионализм Диего отражает золотой цвет мяча, увековеченного в переднем колесе. Важно напомнить: Марадона получил «Золотой мяч» как лучший игрок чемпионата мира!
Тот самый «Золотой мяч» на переднем колесе — символ футбольной игры, великолепного футболиста. При разработке концепции дизайна подразумевалось, что Диего Марадона во время езды будет «вести» мяч перед собой. Обычно он делал это на поле, сейчас же — на трассе. Но, к сожалению, осуществить задуманное не удалось…
«Ощущаю себя как футболист, который сражается за мяч на футбольном поле!»
— Раньше я не ездил на мотоциклах, — рассказывает Олег. — Но когда увидел это чудо, понял: пришло моё время. Между нами сразу пробежала искра. Не задумываясь, я купил байк и тут же отправился на занятия в автошколу, дабы получить заветную категорию А. К данному времени на El Diego я проехал порядка 5 000 км.
По словам Олега, поездка на мотоцикле для него — разрядка после тяжёлого рабочего дня. Мужчина садится за руль, чтобы проветрить голову, освободить тело и дух на мгновение, почувствовать скорость и свободу. «Я ощущаю себя как футболист, который сражается за мяч на футбольном поле!» — говорит он.
— Обратите внимание на заднюю часть байка: она сделана из железа. Посмотрите, какой огромный фонарь сзади! Переднее освещение же представлено в форме цифры 10 — именно этот номер носил на спине Диего Марадона.
— Чем заправляете?
— АИ-95, когда загорается «резерв». В бак помещается 12 литров — соответственно, ёмкость бака где-то 14—15 литров. А расход… Могу сказать, что полной заправки хватает почти на 300 километров.
— Что в этом экземпляре вам нравится больше всего?
— Меня восхищают внимание к деталям, то, как профессионально подобрана цветовая гамма; дизайн, сочетание матовой и глянцевой краски, линии, прорисованные от руки золотистым цветом. А о том, как мотоцикл звучит и ездит, я лучше промолчу… Самый настоящий зверь! И это не может не нравиться, — улыбается мужчина.
**
Стоит отметить, что подобные проекты часто обладают не только функциональной, но и художественной ценностью, подчёркивая масштаб личности и наследия великих людей. Этот мотоцикл стал символом и отражением как спортивных достижений Марадоны, так и культуры аргентинского футбола.
— Я считаю, что на такой технике надо ездить, она не должна пылиться в гараже или стоять на какой-либо выставке! Нужно эксплуатировать её, давать ей право на жизнь! Ведь в первую очередь работа посвящена страсти футболиста к мотоциклам и скорости. Теперь эту страсть и скорость буду чтить я.