Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Коллекция дипломов: как березовчанка побеждает на олимпиадах по русскому языку

05.03.2022 04:50
Общество

Карина Штанько, выпускница СШ №3 г. Березы, коллекционирует дипломы предметной олимпиады по русскому языку и литературе различного достоинства. Много или мало, судите сами: дипломы I, II и III степени областного этапа республиканских интеллектуальных состязаний на протяжении последних нескольких лет. Уже совсем скоро ее ожидает очередное соревнование – защищать честь района и области на заключительном этапе олимпиады.

Карина Штанько

– Карина, почему русский язык и литература?

– Мне нравятся эти предметы, они учат думать, развивают речь, мышление, сочетают в себе творчество, знания по разным разделам языкознания. Мой педагог Наталья Михайловна Масловская заметила мою предрасположенность к предметам и посоветовала связать с ними учебную деятельность. Именно от учителя во многом зависит интерес к предмету: у нас в классе говорят, что наш учитель – это солнце, ее улыбка и оптимизм притягивают и добавляют уверенности. В школьных состязаниях я стала участвовать с 7 класса, серьезный результат показала в 9-м.

– Какие задания на олимпиаде наиболее сложные для Вас?

– Комплексная работа дается легче, хотя трудности есть, например, задания по лексике. Но самое сложное – написание отзыва. Над ним нужно посидеть, поразмышлять, понять, на это отводится 4 часа. На самом деле это немного. После прошедших туров мы с педагогом анализируем ошибки, составляем стратегический план, работаем над слабыми сторонами, аналогичными заданиями. Много анализируем творческих работ, эссе. Наталья Михайловна, словно Шерлок Холмс, находит столько нового, даже не представляю где!

– Помимо возможности показать знание предметов, что еще дает школьникам участие в подобных соревнованиях?

– Во-первых, тренирует, как вести себя в стрессовой ситуации, учит регулировать свои чувства и эмоции, сохранять спокойствие. Во-вторых, диплом I степени на третьем этапе для одиннадцатиклассников – это автоматические 100 баллов на ЦТ, они у меня уже есть. Олимпиады научили меня мыслить нестандартно, организовывать свои мысли — отвечать на заданные вопросы, думать о важных вещах в нужное время.

– Многие ученики жалуются на нехватку времени, а Вы успеваете?

– Все успевать невозможно. Нужно расставлять приоритеты и заниматься тем, что для тебя действительно важно и интересно. Я не готовилась к олимпиадам с утра до вечера — это вредно как для здоровья, так и для мотивации, можно возненавидеть предмет. Обязательно нужно оставлять время на сон, другие учебные предметы, прогулки и занятия по душе, об этом всегда напоминает и Наталья Михайловна. Сейчас для меня в приоритете – олимпиада, подготовка к выпускным экзаменам и поступлению в вуз. Я не теряю время в гаджетах и соцсетях.

– В чем причина Вашего успешного выступления?

– Стать победителем на олимпиаде действительно непросто, потому что приходится соревноваться с лучшими знатоками русского языка и литературы в республике. Наша с учителем задача – как минимум призерство. Надо расставлять приоритеты и сохранять концентрацию на подготовке.

– Как складываются отношения с художественной литературой?

– Мне в моей семье привили любовь к чтению. Предпочитаю классику – это замечательные книги. Нравится читать научно-популярную литературу, увлекаюсь психологией.

– Как Вам удается не потерять мотивацию? Бросить никогда не хотелось?

– В 9 классе из-за пандемии мы не смогли принять участие в заключительном этапе. И у нас с Натальей Михайловной осталось некое чувство незавершенности, которое не давало нам спокойствия. В 10 классе снова диплом на области. Мы поняли, что результат не случаен. Это дало хорошую мотивацию для дальнейшей работы, добавило уверенности в себе, собственных способностях и силах. И в этом году я на области стала абсолютным победителем среди одиннадцатых классов, честно признаться, неожиданно для себя. Увидев протокол с результатами, даже расплакалась. Бросить не хотелось, ведь конечная цель еще не достигнута, хочется достойно завершить оставшийся этап.

– На Ваш взгляд, почему существует тенденция, что язык и литература – это невостребованные для учащихся предметы?

– Я считаю, что русский, белорусский языки нужно знать обязательно. Если человек хорошо знает свой язык, у него грамотная речь, его всегда можно понять, его приятно слушать, с ним легко общаться. Литература – это общее развитие, духовное воспитание, моральные ценности и взгляды.

– Что такое, по Вашему мнению, взрослость?

– Это осознанность, понятие ответственности, мотивация и целеустремленность. Не просто мечтать, а достигать. Я себя считаю уже взрослой.

– Желаем успеха и достижения поставленных целей.

Наталья МАСЛОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе СШ №3 г. Березы:

– Участие ребят в конкурсах, олимпиадах дает возможность проверить знания по предмету и поверить в свои силы. Это предполагает углубленное владение учебным предметом. Поэтому подготовка – это большая практическая работа. Олимпиадным движением увлекается прежде всего тот, кто увлечен предметом, готов много трудиться совместно с учителем и самостоятельно, умеет организовывать свою деятельность и досуг. А приобретенные навыки обучения помогают и по другим школьным предметам. Готовить ученика к олимпиаде нужно не один год. Необходимо привить ему интерес к своему предмету, ведь без этого не будет достойного результата. Но в первую очередь считаю, что это должен быть выбор самого ребенка. А я лишь вдохновляю его на победу и верю в его успех.

Фото: Сергея Боброва