Рёв моторов, жжёная резина, визг тормозов. Десятилетиями считалось, что автотрек — место для настоящих мужчин, где женщинам уготована роль в лучшем случае немых наблюдателей. Но времена меняются, и борьба за равноправие позволила разрушить этот многолетний стереотип. Теперь на автодромах всё чаще можно встретить спортсменок за рулём гоночных болидов. Причём речь не только про страны Евросоюза, Северной Америки, Восточной Азии. В Беларуси, несмотря на консервативные взгляды, подобное тоже не редкость.
Так кто эти девушки, реализовавшие себя благодаря автоспорту? Зачем они этим занимаются и на чём ездят? Журналист av.by при поддержке сервиса «МТС ТВ» пообщался с тремя такими белорусками — и теперь пересказывает истории их самореализации в автогонках.
«Интересовалась автомобилями и подобной тематикой»
Есть люди, которые связаны напрямую с автоспортом, но которых при этом на спортивной трассе никогда не встретишь: ведь кто-то должен отвечать за то, чтобы состязание прошло по плану. Именно такой неизвестной зрителям на трибунах специалисткой является Людмила Крутикова, доверенное лицо команды 402.by. Они занимаются проведением республиканских соревнований по драг-рейсингу. Этому ремеслу девушка отдаёт большую часть своего свободного времени последние восемь лет.
— Я даже не помню, в каком возрасте поняла, что мне нравятся автомобили. Мой отец уже давно плотно занимается машинами, когда ещё работал на СТО, я просила, чтобы он брал меня с собой. Окружающие говорили, что девочке это не может быть интересно, но мне мир авто нравился и продолжает нравиться. Привязанность к машинам была практически с ранних лет.
Основная профессия Людмилы только косвенно связана с автомобилями. Девушка работает экономистом в логистической компании.
— Я сменила много работ в разных фирмах, большинство из которых были связаны с автозапчастями. Была специалистом по продажам, в «Армтеке» работала. Но через некоторое время предпочла другую профессию.
По сути, я всё время была в компаниях, связанных с автомобилями. Мне всегда этого хотелось. Я записалась в автошколу в 17 лет, а в 18 мне выдали водительские права. Таким сильным было желание. Активно интересовалась машинами и подобной тематикой, но не знала, чем заниматься, чтобы работать с автомобилями.
Переломный момент настал в 2014 году, когда героиня попала на автодром в Липках.
— Однажды с друзьями оказалась на одной из таких гонок. Меня сильно впечатлило увиденное, всё понравилось. Я начала следить за афишами, смотреть, какие автомобили приезжают. Просто было интересно узнать, что такое драфтинг на профессиональном уровне. Спустя время познакомилась с организаторами соревнований, которые меня втянули в эту «движуху». Примерно через год столкнулась c Дмитрием Шапоровым, гонщиком и незаменимым человеком в организации состязаний. Наша команда впервые встретилась с ним в Минске, потом поехали на этап в Гомель. Затем минская и гомельская команды объединились, получилась 402.by, которая сейчас работает по всей стране. В команде я состою с 2014 года в качестве действующего члена.
С тех пор 402.by организовывает чемпионаты по драг-рейсингу не только на родине, но и за рубежом.
— Сейчас таких возможностей нет, мы состязания не проводим. А так к нам приезжают спортсмены из других стран: Литвы, Польши, России. Они участвуют в чемпионатах и мероприятиях. Мы как команда в гонках не принимаем участие, а популяризируем среди посетителей драфт на профессиональном уровне.
Во время соревнований собеседница занимается разными вопросами, конкретной специализации, как она объясняет, у неё нет.
— Меня можно назвать разнорабочим. Одно время я ведала секретарскими делами, потом была помощником хронометриста. Это люди, которые следят за таймингом и нюансами протекания гонок. Также была помощником по страховкам. В общем, много чем занималась. По сути, у нас вся команда так работает. Когда мы получаем лицензию от Белорусской автомобильной федерации, то составляем табличку, где отмечаем, какой чемпионат, какая дата и чем мы там будем персонально заниматься: кто секретарь или его помощник, кто хронометрист или его помощник. Работа и задачи разные, поэтому их всегда интересно выполнять.
Людмила признаётся, что большая увлечённость гонками не мешает её личной жизни.
— Опять же, это хобби, от которого я получаю удовольствие. Глупо что-то запрещать человеку, которому нравится заниматься любимым делом. И нужно бежать от тех людей, которые считают, что вот этим тебе увлекаться можно, а вот этим нельзя, пытаются ограничивать.
Ездит девушка на необычной для сегодняшнего времени машине — у неё ВАЗ-2101 1971 года выпуска.
— Ранее была Honda 3, а на «Жигулях» катаюсь уже третий год. Это модернизированная модель для участия в соревнованиях по зимнему дрифту, когда на дороге лёд и снег. У неё переделана подвеска, стоит новый мотор. Сказать, что машиной тяжело пользоваться, я не могу — вероятно, от сформированной привычки. Понятно, что большого комфорта нет, это чистый «корч».
— По поводу обслуживания «Жигулей» меня пугали, мол, машина часто ломается. Оказалось, что это вранье. Возможно, «жига» меня просто жалеет. Бывают проблемы, например, с прогоревшим выхлопом, который можно удалить очень быстро, а так вопросов никаких. Год назад перебирали мотор. Но это нормально, технические моменты, от которых никто не застрахован.
Недавно меня остановили гаишники, просто чтобы посмотреть, кто сидит за рулём. Было забавно. Ещё часто дети активно реагируют на машину, потому что на ней розовые наклейки. Им нравится, как она выглядит.
Людмила говорит, что машина очень дешёвая в плане обслуживания.
— Тюнинг для дрифта на ней стоит небольших денег. Приносит ли она кайф? Да. Ездить каждый день — это одно, а если хочется, чтобы машина была конкурентоспособной на зимней дороге, то тут уже надо тратиться.
Девушка не пробует свои силы в заездах, которые проводятся в центре «Стайки», не считает себя профессиональным автогонщиком.
— Но на «покатушках» всяких с участием «Жигулей» или BMW я стараюсь бывать. Пока у меня не хватает скила, я бы это так назвала. Когда ты ездишь одна — одно дело, когда в паре — другое. Сейчас это меня пугает, но в следующем году хотела бы уже уверенно перемещаться зимой по трассе.
«Вот так и езжу последние шесть лет, каждый сезон»
Следующая наша героиня — Ольга Краснякова. Девушка уже больше шести лет профессионально выступает в драг-рейсинге, принимая участие во всех соревнованиях по этой дисциплине, проходящих в Беларуси.
— Я родом из города Березино, где со школы мечтала о водительском удостоверении. В Минск переехала, поступив в университет. И сегодня, в повседневной жизни, меня постоянно окружают автомобили: я работаю начальником бухгалтерии служебного автотранспорта одной крупной компании.
В автоспорт Ольга попала, как сама признаётся, неожиданно.
— Всё было спонтанно. В 2016 году друзья пригласили посмотреть на этап чемпионата страны по драг-рейсингу. Мне очень понравилось: звук моторов, запах палёной резины, дружеская атмосфера на зрительских трибунах. Заметив мой энтузиазм, друзья в шутку предложили попробовать себя в роли пилота. И после двухнедельных упорных тренировок уже на следующий этап я прибыла в качестве участника. Вот так и езжу последние шесть лет, каждый сезон.
Кроме драг-рейсинга, в 2019 году собеседница выступала в автобоях, которые проходили на «Линии Сталина».
— Это был международный турнир, в котором участвовали три девушки: из России, Украины и Беларуси. Соревнование оказалось спонтанным, мы ездили на каркасных автомобилях (если вы представляете, что такое автобои). Для меня это был первый опыт, который сложился удачно. Я заняла первое место.
Что касается самореализации, то за шесть лет, что Ольга посвятила автоспорту, она добилась многого.
— Кроме автобоёв, я занимала призовые места в разных соревнованиях. У меня есть спортивный разряд Белорусской автомобильной федерации — второй взрослый по автомобильному спорту в дисциплине «драг-рейсинг». Но он ничего особенного не приносит. Посещала международные соревнования: в 2017 году в Минске проходил международный турнир King of Drag. В нём участвовали гонщики из России, Латвии, Литвы — со всего ближнего зарубежья, откуда могли приехать к нам. Там я взяла второе место. Это была серьёзная победа в моей автомобильной карьере, помимо чемпионских титулов в Беларуси.
Ездит наша героиня на усовершенствованной версии Seat Ibiza (1.9 турбодизель, 2004 год выпуска).
— Когда я попала в автоспорт, проблем с выбором автомобиля не возникло. Моё повседневное авто — Ibiza — превосходно подошло для соревнований. Конечно, какие-то доработки у машины были сделаны: замена колёс, дисков и резины, прошивка электроники. Сейчас в подготовке к состязаниям участвует целая команда механиков, они специализируются на ремонте спортивных автомобилей перед гонками и во время них. При этом мой Seat остаётся обычным городским авто, на котором я езжу каждый день на работу.
Ольга говорит, что участие в состязаниях обходится ей довольно дорого.
— Это недешёвое удовольствие. На подготовку автомобиля к гонке я трачу не одну тысячу долларов. За сезон уходит на обслуживание около 5 тысяч. Это очень дорого в нынешних экономических условиях. Даже если мы смотрим на автоспорт с точки зрения любительского уровня, когда можно просто кататься без прицела на результат.
В дисциплине гонщицы затраты определяются временем прохождения дистанции.
— Чем быстрее едет машина, тем больше нужно затрат. В межсезонье есть достаточно времени, когда можно спокойно сделать все доработки и важный ремонт. У нас соревнования только летние, с апреля по сентябрь, мы в остальное время с командой занимаемся подготовкой, проверкой и ремонтом авто.
Хотя автоспорт тратит много времени и средств нашей собеседницы, она не рассматривает его просто как хобби. Для девушки это уже образ жизни.
— Я люблю автомобили, мне нравится заниматься автоспортом. В повседневной жизни это работа с машинами, общение с механиками, что постоянно меня возвращает в летний гоночный сезон. А в выходные я много времени провожу за рулём (назовём это практикой), чтобы оттачивать те навыки, которые у меня уже есть.
В Беларуси автоспорт не популярен, а гоночных трасс не так уж и много. Но, несмотря на это, организаторы и гонщики на каждом этапе стараются устроить для себя и зрителей масштабное и интересное спортивное мероприятие. Мне нравится скорость и адреналин, поэтому я продолжаю этим заниматься, работать над собой.
Близкие не сразу стали одобрять увлечение Ольги.
— Безусловно, все меня поддерживают, но в начале спортивной карьеры у моей мамы был лёгкий стресс от всего этого. Вообще, родители крайне удивились тому, что я увлеклась таким направлением. Но сегодня каждый раз переживают и болеют за меня.
В начале спортивной карьеры меня никто не воспринимал всерьёз. Понимали, что вот, пришла девушка-новичок, ещё и блондинка, поэтому отношение было «улыбчивое», назовём это так. Но когда я показала хороший результат уже в первый сезон, многие поняли, что я такой же соперник, как и обычный мужчина. Я со своей стороны не делаю акцент на том, что я девушка, никогда не просила поблажек, мол, вы мне тут уступите. Водители на дорогах все одинаковые, вне зависимости от пола.
Ольга не скрывает, что в ближайшее время рассчитывает добиться многого.
— Планов хватает, есть к чему стремиться. Конкуренция с каждым сезоном растёт всё больше. Сегодня всё упирается в финансы. Я нахожусь в поисках спонсоров, потому что успешно конкурировать и оставаться на призовых местах без финансовой поддержки невозможно.
«С самого начала смотрели на автоспорт как на глупость»
Ещё одна столичная автоспортсменка, Александра Михердова, пробует себя в разных дисциплинах: кольцевых гонках, Time Attack, дрифте и пр. Хотя ещё несколько лет назад ничего вроде бы и не предвещало такого развития событий: по профессии девушка программист, занимается разработкой мобильных приложений.
— Среди моих знакомых автоспортом никто не увлекался, я была от этой сферы максимально далека. Каталась на спортивном байке, начала посещать тренировки, чтобы развить навыки вождения, улучшить их. Это стало нравиться, я даже подумывала о том, чтобы заняться мотоспортом. Но моё внимание перехватили автогонки. Примерно в это же время, в 2017 году, я заметила, что у коллег из компании на машинах есть наклейки Time Attack. Мне стало интересно, что это за дисциплина.
Девушка начала разбираться, нашла контакты и написала организаторам, которые пригласили её впервые на трек-день.
— Это происходило на базе аэропорта Минск-1, в черте города. Стоял дождливый день, было очень мокро. В принципе, у меня получилось неплохо проехать пробный заезд. Оказалось, это весьма весело, когда скользишь, ловишь машину. И так я стала посещать занятия, и через месяц мне один из организаторов предложил съездить на автодром «Смоленское кольцо». Там уже прокатилась неудачно — у меня отказали тормоза. Я разбила свою машину, она перевернулась на крышу. Просто инструктор толком не объяснил, как авто проверить, подготовить, тормоза протестировать. А я же ничего в этом на тот момент не смыслила.
— Это уже было первое тесное знакомство с автоспортом. Кто-то после такого опыта испугался бы, не захотел продолжать, но мне, наоборот, стало интересно. Я подумала: «Вау, это такой крутой опыт, я перевернулась на машине». Поняла, что на самом деле всё серьёзно, важно готовиться к заездам.
На тот момент у Александры был Alfa Romeo MiTo (1.4 турбо, хетчбэк для городской езды). Но поскольку машина разбилась в ходе заезда, девушка купила другой автомобиль, на котором ездит до сих пор. Это Mitsubishi Lancer Evolution Х 2010 года выпуска.
— «Мицубиси» — мой основной автомобиль, им я пользуюсь каждый день. В то же время это компромисс между гоночным и гражданским авто. На нём я участвую в соревнованиях, посещаю трек-дни в дисциплине Time Attack.
— Я его модернизировала, но сколько это стоило, не буду рассказывать. Улучшались тормоза, элементы подвески, прошивка бортового компьютера, проводилась настройка двигателя, докупались элементы внешнего тюнинга: спойлер, капот, бамперы. Понятно, что стоит это недешёво. Автоспорт — в целом дорогое хобби, всё очень сильно зависит от степени твоей вовлечённости в процесс. Если ты посещаешь все соревнования, ставишь перед собой высокую планку, побеждаешь, тогда в это придётся прилично вложиться. Но на любительском уровне можно обойтись малой кровью.
Недавно Александра начала принимать участие в трековых гонках, и её автопарк увеличился уже до четырёх машин.
— Для летнего дрифта есть BMW E36 1992 года выпуска. Предыдущий сезон я пропустила, потому что машина находится на стадии больших модификаций, планирую в этом сезоне продолжить. Для зимнего дрифта — ВАЗ-2106 1995 года. Участвовала на нём в соревнованиях в этом году, каталась зимой. И ещё приобрела ВАЗ-2106. Он тоже производства 1990-х годов, точно не помню дату. Использую его для трековых гонок, приняла участие пока только в одном этапе.
Обслуживает все свои машины собеседница на частных СТО.
— Что касается трекового автомобиля, то он хранится в «Стайках», где и проходят гонки. Это очень удобно, все машины там стоят и обслуживаются, целая команда для этого есть. Я не трачу своё время на ремонт.
Постепенно занятия автоспортом начали приносить Александре ощутимые результаты в соревнованиях.
— Я такой человек, который никогда не скажет, что мои показатели идеальные. Всегда хочется большего. С момента, когда я начала заниматься гонками, у меня очень хорошо получалось, были призовые места. В 2018 и 2019 годах я участвовала в Чемпионате Беларуси по Time Attack, где заняла третье место по итогу обоих сезонов. Год назад в дрифте, когда BMW была на ходу, заняла первое место в одиночном заезде и пр.
Девушка говорит, что гонки — это уже не просто хобби.
— Наверное, это моя страсть. Увлечение, дарящее мне эмоции, в которых я постоянно нуждаюсь. Любой спорт — это про прогресс, развитие навыков. В принципе, я человек, который не любит сидеть на одном месте, а любит драйв. Тем более у меня работа этого не даёт, и я компенсирую здесь.
Что касается моей семьи, то они с самого начала смотрели на автоспорт как на глупость. Наверное, хотели, чтобы я занималась более правильным и нормальным для девушки занятием. Например, купила бы себе удобный автомобиль в официальном салоне, не тратила бы деньги на автоспорт, потому что это моя основная статья расходов. При этом я не могу сказать, что они меня не поддерживают. Мама волнуется, но она уже смирилась, потому что я всё держу под контролем. Когда я показываю фотографию или видео, результаты гонок, они хвалят меня и радуются. Папа гордится мной.
На будущий сезон у Александры большие планы.
— Я очень жду, когда достроится моя BMW. И надеюсь, в этом сезоне удастся показать результаты в дрифте. Я не говорю, что буду всех побеждать, занимая первые места, но как минимум хочу поднять свой собственный уровень в этой дисциплине, одолеть близкие парные заезды. И раз уж я приобрела трековый автомобиль, то и развиваться в трековых гонках тоже.