На днях был опубликован проект закона об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь, который вступит в силу в 2024 году. Проект на пути к принятию новых правил может еще измениться, но уже заметны ключевые моменты, которые подготовили законодатели. Myfin.by разбирает их вместе с налоговым консультантом и учредителем бухгалтерской компании «Директ Актив» Верой Солянковой.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Упрощенная система налогообложения
УСН не претерпела серьезных изменений, но увеличены критерии применения и перехода:
- применение плательщиками упрощенной системы прекращается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года превысила 2 311 250 руб.;
- перейти на применение упрощенной системы вправе организации, если валовая выручка с нарастающим итогом за первые девять месяцев года составляет не более 1 733 440 руб.
Внимание: Организации, являвшиеся в 2023 году плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, валовая выручка которых нарастающим итогом за 2023 год превысила 2 150 000 белорусских рублей, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2024 году (независимо от изменений, внесенных настоящим Законом в подпункт 6.4 пункта 6 статьи 327 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Организации, валовая выручка которых нарастающим итогом за девять месяцев 2023 года превысила 1 612 500 белорусских рублей, не вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2024 г. (независимо от изменений, внесенных настоящим Законом в часть первую пункта 2 статьи 327 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Налог на профессиональный доход
Из объектов обложения налогом предлагается исключить доходы, полученные гражданами Беларуси и иными плательщиками налога на профдоход от сдачи в субаренду имущества, расположенного на территории Беларуси.
Доходы, полученные физлицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками работ (услуг) являются наниматели указанных физлиц или лица, бывшие их нанимателями менее 3 лет назад, планируется не признавать объектом обложения налогом на профдоход.
Основание для прекращения применения налога на профдоход – инициатива налогового органа.
Единый налог претерпел изменения в части ставок, обратимся к приложению 24.
Осуществляемый вид деятельности | Ставки единого налога за месяц, руб. (2023) | Ставки единого налога за месяц, руб. (2024) |
1. Индивидуальными предпринимателями: | ||
1.1. ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий | 612 | 658 |
1.2. предоставление мест для краткосрочного проживания (за каждую квартиру, за каждый жилой дом, за каждый садовый домик, за каждую дачу) | 620 | 667 |
1.3. иные виды работ и услуг (за исключением видов работ и услуг, поименованных в пункте 2 статьи 336 настоящего Кодекса) | 1104 | 1187 |
2. Физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь: | ||
2.1. реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки) | 94 | 101 |
2.2. реализация продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков) | 155 | 161 |
2.3. реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции | 96 | 103 |
Ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяются при исчислении суммы налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г.
Ставка подоходного налога с физических лиц 25%, если доход превысил 200 тыс. руб. в год.
Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 25% в отношении всех доходов, подлежащих налогообложению (по ставке подоходного налога с физических лиц, установленной пунктом 1 статьи 214 Кодекса) и полученных плательщиками от источников в Беларуси в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 000 белорусских рублей.
Пример. Если за год вы заработали 250 тыс. белорусских рублей, то за минусом 200 тыс. руб. нужно заплатить с разницы 25% подоходный налог и представить декларацию. Расчет: 250 тыс. руб. – 200 тыс. руб. = 50*25% = 12,5 тыс. подоходный налог.
Для тех, кто не станет уплачивать налог с физических лиц, грозит повышенная налоговая ставка 26%, а налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов. При этом налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208–212 Кодекса, не применяются.
Ставка налога на прибыль повышается до 25%
Для белорусских организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь), у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысила 25 000 000 рублей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25% в течение всего налогового периода.
Прибыль, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, облагалась ранее налогом на прибыль по ставке в размере 5%, сейчас ставка будет заменена на 10%.
Перечень внереализационных расходов дополнен расходами юридических лиц, понесенными ими в связи с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Предоставлено право организациям не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024–2026 гг., в отношении которых проведена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.
ИП и НДС
Индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в Беларуси, за исключением возникновения суммы НДС, излишне предъявленной продавцом в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах, в том числе в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы (статья 112 НК).
Согласно ст. 132 индивидуальные предприниматели, а также организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, относят на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы налога на добавленную стоимость.
Ставка подоходного налога для ИП может составить 30%
Для индивидуальных предпринимателей, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей, ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода.
Пример. Доход у предпринимателя в сентябре 2024 г. составил 600 тыс. руб. с нарастающим итогом. Это значит, с января 2024 года будет перерасчет подоходного налога по ставке 30%, т.к. налоговый период – год.
Индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Превышение дохода по критерию 500 000 рублей грозит не только повышенной ставкой налога, но обязательством по регистрации юридического лица.
Как будут считать доходы у ИП и нотариусов
Уплачивать налог нужно с поступления на счет/в кассу сумм денежных средств за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и переданные имущественные права:
- поступивших на счета в банках и (или) в кассу индивидуального предпринимателя (нотариуса);
- оплаченных организациями и (или) физическими лицами третьим лицам в интересах индивидуального предпринимателя (нотариуса).
В 2023 году ИП определяют доходы от реализации по выбору: по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним либо по оплате.
Доходами также признаются стоимость выбывших товаров (сверх норм товарных потерь), основных средств, имущественных прав по прочим основаниям, не связанным с выбытием в результате реализации, обмена и безвозмездной передачи. К товарным потерям относятся потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров в пределах норм естественной убыли, а также в пределах норм потерь (боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных индивидуальным предпринимателем самостоятельно, но не более 1% доходов, подлежащих налогообложению и полученных в соответствующем календарном квартале.
Маркетплейсы смогут блокировать за долги
Право на ограничение органами доступа к маркетплейсам при электронной дистанционной торговле в случае задолженностей перед бюджетом:
- При выявлении задолженности по налогам (сборам), пошлинам, пеням плательщика в сумме, превышающей 3 тыс. базовых величин (37*3 тыс. = 111 тыс. руб.), инспекция Министерства по налогам и сборам г. Минска не позднее двух рабочих дней, следующих за днем ее выявления, направляет плательщику уведомление о нарушении налогового законодательства.
- При непогашении задолженности в течение 90 календарных дней, следующих за днем направления плательщику уведомления, инспекция Министерства по налогам и сборам г. Минска направляет в Министерство по налогам и сборам сведения о задолженности в разрезе каждого плательщика, датах ее выявления (образования) и направления уведомления.
- Министерство по налогам и сборам принимает решение об ограничении доступа к сайту, его странице, мобильному приложению, посредством которых осуществляется доступ к электронной торговой площадке, используемому таким плательщиком для электронной дистанционной продажи товаров, оказания услуг в электронной форме.
- Решение о возобновлении доступа к интернет-ресурсу принимается Министерством по налогам и сборам в течение одного рабочего дня, следующего за днем устранения нарушений.
- Решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу, решение о возобновлении доступа к интернет-ресурсу (далее – решения) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их принятия, направляются плательщику, размещаются на сайте Министерства по налогам и сборам, а также направляются в Государственную инспекцию Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации для включения соответствующего идентификатора в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.
С решением об ограничении доступа к интернет-ресурсу на сайте Министерства по налогам и сборам размещается также информация о контактных данных плательщика.
Земельный налог
В статьях 240, 241 изменены величины базы для расчета земельного налога и увеличены ставки.
Примечание: ставка земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 531 бел. руб. за гектар в 2024 году против 20 029 бел. руб. за гектар в 2023 г.
Приостановлена до 1 января 2027 года льгота по земельному налогу на земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции таких объектов основных средств.
Транспортный налог
По транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог, включая авансовые платежи, исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
Планируется, что в отношении транспортных средств, переданных в сублизинг, плательщиком транспортного налога будет являться сублизингополучатель.
Сокращен срок представления в налоговый орган организациями-лизингодателями сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019:
- не выкупленных в собственность лизингополучателей;
- выкупленных в собственность лизингополучателей и не зарегистрированных после выкупа в ГАИ за собственниками.
На организации-сублизингодателей будет возложена обязанность представлять в налоговые органы сведения о транспортных средствах:
- переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019, не выкупленных в собственность сублизингополучателей;
- переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019, выкупленных в собственность сублизингополучателей и не зарегистрированных после их выкупа в ГАИ за собственником;
- переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019.
Ставки транспортного налога для организаций и для физлиц увеличены согласно приложению 27 к НК.
Планируется перенести предельный срок вручения физлицам извещений с указанием в них суммы транспортного налога, подлежащего уплате с 1 сентября на 1 октября.
Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС
ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).
Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).
Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).
При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).
Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).
Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).