Человеком-невидимкой можно назвать Романа Резановича: его мало кто видит, однако все слышат на службе в храме преподобного Симеона Столпника. Этот человек независимо от времени года звонит в церковный колокол, чтобы созвать людей на службу, обозначить важные моменты богослужения и украсить его.
Все началось с того, что родители Романа Резановича в 1986 году переехали со Столинщины в Минковичи. После школы молодой человек получал знания в Бресте и Минске. По образованию он экономист-менеджер. Работал на разных должностях и даже дошел до директора, однако… ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию.
Переехал из областного центра ближе к пуще и свежему воздуху, купил себе участок в 2014 году в Каменце, на Замостах, где строится ныне дом, а сам сейчас с семьей пока проживает в Чабахах. И на вопрос, как же он стал алтарником, ответил:
– Если быть честным, то раньше церковь я посещал редко. Моя бабушка ходила на службу в соседнюю деревню на Столинщине, которая находилась в семи километрах от ее дома. Постоянно призывала к этому моих родителей, меня. Однако мы посещали дом Божий лишь на праздники.
Так сложились обстоятельства, что в 2015 году Роман остался без работы. Когда был дома, то ему в руки попало Евангелие. Телевизор было смотреть скучно, и он прочитал Священное Писание. Как раз в это время был праздник, только, к сожалению, мужчина уже не помнит какой. И, придя на вечернюю службу в наш храм, он решил подать записку о здравии своей беременной жены, чтобы все у нее было благополучно и роды прошли в срок (она лежала на сохранении в Каменецкой ЦРБ). Роман увидел наш храм изнутри, и его очень впечатлили наш иконостас, наш батюшка и вся эта атмосфера – так и начал посещать Божий дом.
В 2020 году отец Сергий пригласил Романа на службу. С того времени он и начал прислуживать при алтаре и до сих пор продолжает учиться. Так сложилось, что именно тогда звонарь нашего храма уехал в Москву, и благочинный предложил это дело Роману Резановичу.
– Поначалу мне было страшно, но, раз батюшка просит, значит, надо. Вот я и решил попробовать. И на следующую службу он мне предложил позвонить, – делится воспоминаниями Роман. – Пока я шел от алтаря до звонницы, то сердце било марш, а холодный пот пробивал меня насквозь.
До того дважды он бывал на колокольне, но звонить не пробовал. Поднимаясь наверх, мужчина молился и просил Бога, чтобы Он ему помог, так как точно не был уверен в себе. Но с первыми ударами весь страх начал проходить – и все пошло само собой. Это как в университете, где одни знания ты получаешь, а остальные должен найти сам, для полного своего развития. Роман начал искать необходимую для себя информацию в интернете: какими бывают звоны, как звонить, о настройке и уходе за колоколами. Афонский траурный звон (на Великий пост), который ему очень понравился, его и попытался у себя проиграть.
Я и сама, когда поднималась на колокольню, хоть и не боюсь высоты, чувствовала учащенное сердцебиение. Винтовые лестницы, многочисленные ступеньки, высота, а внизу – бесконечность… Чувства непередаваемые, а с самой колокольни открывается безумная красота. Но все-таки, спустившись обратно, ощущаешь себя уверенней. А этот человек шагал по ступенькам, будто по шоссе. Вот как.
Интересуюсь у самого звонаря, опираясь на его опыт, какими бывают колокольные звоны. И он мне рассказал о них.
Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом он называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв и третий раз звон во все колокола. Он выражает собою христианскую радость, торжество.
Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
И перебор – похоронный или погребальный звон.
– Каждый из них неповторим – нет двух одинаковых по звучанию, – замечает Роман. – Но я стараюсь использовать все колокола.
Звонарь – всегда импровизатор. Он может в зависимости от настроения и желания, от того, какая мелодия у него в душе и на каких колоколах он работает, варьировать канонические звоны. Так и Роман Резанович, когда нет службы, репетируя, старался тихонько ударить колокол гвоздиком и прослушать, как он звучит.
И мне стало интересно, а какие у нас в храме есть колокола?
– Один Благовестник, три средних и четыре звонных. У каждого из них – своё звучание. И весь звон воспринимается на слух, который руководит твоими руками и ногами, так как на руки приходится по три и по одному на ноги (две педали, которые находятся в полу). Такой своеобразный пятиминутный танец, где необходимо сохранить равновесие и при этом ударить по колоколам. Это для души, для Бога.
За колоколами также необходим уход: их нужно мыть, чистить, но зимой их не трогают, так как они могут деформироваться.
– Зимой, кажется, холодно, ветер, – рассказывает мне Роман, – но поднимешься на колокольню – и как будто ничего нет.
В обязанности пономаря входит не только звон, но и зажжение лампадок, чистота в храме, облачение батюшки. Служба, которую вы видите, находясь в центре храма и за алтарем, – это две разные вещи. И колокол – особый вид церковного искусства, а звонарь – это не профессия, а дар Божий, потому что колокола нужно любить, как и любое дело, которым ты занимаешься.