С 27 октября вступили в силу изменения в Правила дорожного движения. Переделали немало пунктов, но среди них есть и такие корректировки, которые могли бы закрыть едва ли не извечные споры. Поворот и разворот на дополнительную секцию светофора – один из них, пишет Автобизнес.
Ситуация распространенная. Один водитель хочется развернуться на дополнительную секцию светофора с горящим основным зеленым, второй поворачивает в этот момент направо на просто стрелку. Таких перекрестков полно в Беларуси, но в какой-то момент Правила дорожного движения как будто сломались.
Ранее пункт 104, который как раз и должен был оговаривать очередность проезда, звучал так: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений". В таком случае при повороте направо нужно уступить дорогу в том числе и тем, кто разворачивается. Логично?
Вроде бы да, но на практике с этим всегда были проблемы. Порой в ход шли аргументы о помехе справа и гудки клаксонов. Благо скорости на таких перекрестках небольшие, особо аварийными они никогда не были.
С 27 октября в п.104 ПДД внесли изменения. Теперь он дополнен следующей фразой: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений". Теперь все должно встать на свои места окончательно?
О поворотах, разворотах и дополнительных секциях светофора мы поговорили с инструктором Дмитрием Авсянкиным, который за профессиональный стаж с 2006 года буквально "съел собаку" на подобных вопросах.
– Почему вообще возникали и возникают подобные вопросы на дорогах? Вроде бы пункт 104 и в старой редакции Правил был достаточно понятным.
– Исходя из опыта, можно могу сказать так: этот пункт раскрывал ситуацию с разворотом и поворотом только наполовину. Учащиеся постоянно спрашивали, кто имеет преимущество во время такого маневра на перекрестке. Им было непонятно, как действовать. Приходилось объяснять по-другому, со ссылкой на пункт 103, будто бы никакой стрелки нет вовсе и маневр совершается просто на основной сигнал светофора.
Пункт 103 звучит так: "При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю”.
И это на самом деле не самая лучшая практика. Учащиеся постоянно спрашивали, где конкретно написано, кто и кому должен уступать. Мы были вынуждены сами доходить до конечных выводов. Но это же ПДД, здесь не должно быть таких ситуаций! Поэтому изменение в пункте 104 – одно из самых ожидаемых.
– Дополнительные секции со стрелками вообще немного больная тема для белорусских водителей. Тем, кто только учится на "права", еще труднее?
– Да, вопросов много, приходится с этим работать. Летом проще, так как на проезжей части достаточно места, чтобы ехать без пересечения траекторий. Зимой сложнее: проезжая часть сужается, возможностей для конфликтных ситуацией становится больше.
– Не один раз приходилось видеть, как даже опытные водители теряются при "прямой" стрелке в дополнительной секции светофора. Вроде бы и стаж есть, и за рулем не первый день. Как так?
– У нас с этими стрелками прямо беда какая-то. Все привыкли к стрелкам направо или налево. А стрелку прямо вообще часто как будто не воспринимают за полноценный сигнал светофора. Вдобавок к этому еще и отдельные перекрестки сделаны как идеальное место для "автоподставщиков".
Живой пример – один из перекрестков в Витебске. Выезд с АЗС оборудован светофором.
С другой стороны у этого же места – светофор с дополнительной секцией со стрелкой прямо. То есть водители должны уступать тем, кто выезжает с заправки.
На деле так никто не делает! Заправку вообще многие воспринимают как прилегающую территорию, тут уже не до светофоров. Очень странный перекресток.
– Насколько часто в жизни возникают конфликты на подобных перекрестках?
– На практике чаще всего уступает тот, кто разворачивается на стрелку вместе с основным зеленым. Так повелось, многие так и ездят. Иногда доходит до абсурда: кто-то более грамотный предоставляет разворачивающемуся его законное преимущество, а он стоит и не знает, что делать!
– Помогут ли изменения в ПДД настроить наконец-то всех на один лад?
– Сейчас в автошколах учащимся будут "вбивать" этот пункт 104, и они-то будут знать наверняка, что и как делать. Другое дело, что на дороге очень много водителей, которые даже не интересуются ПДД с момента получения "прав", что там до каких-то изменений. Поэтому единый стиль обязательно когда-то сформируется, но будет это очень нескоро. Пока же, будь вы хоть десять раз правы, не стоит забывать самое главное водительское правило "трех Д".