До эпидемии коронавируса Беларусь была редкой страной, где почти повсеместно выполнялось правило: если на земле лежат рельсы — значит, по ним ходят пассажирские поезда. Но сначала коронавирус, а потом санкции сильно подкосили эту статистику. Смотрим, куда сейчас уже не уедешь на поезде,, пишет сайт Blizko.by.
Что это за правило такое?
Сразу оговоримся: это не правило, это просто такая исторически сложившаяся практика, подкрепленная социальной ответственностью БЖД. Если в какой-то город или деревню идут рельсы — значит, туда ходят пассажирские поезда. Конечно, тут мы не имеем в виду многочисленные заводские, военные, служебные ветки, которые есть и во многих местах Беларуси, и даже внутри Минска.
Вот как выглядела старая карта железных дорог Беларуси. Тут отмечены и промышленные ветки, по которым пассажирского движения нет и не было: Чашники – Новолукомль, Ксты – Новополоцк, Витебск – Придвинская, Калий III – Калий IV под Солигорском, Михалки – Барбаров под Мозырем. По клику откроется в новой вкладке в полном размере:
На всех остальных линиях пассажирское движение раньше существовало. Но куда сейчас уже не проедешь поездом?
Тут надо также сказать, что раньше (много раньше) из Беларуси существовали пригородные поезда за границу. Например, из Гудогая можно было попасть на дизеле в Вильнюс, из Высоко-Литовска — в польскую Черемху, а из Гомеля — в Чернигов.
А потом пропала возможность проехать и до белорусских станций и остановок, расположенных поближе к границе.
Будем изучать пограничье Беларуси, двигаясь по часовой стрелке.
Северо-восток: Орша – Шуховцы
Blizko.by рассказывал, что с 1 августа БЖД совместно с РЖД запускают пригородные поезда, которые позволят снова ездить от Орши до Смоленска и от Витебска до Смоленска. На этой линии есть две важных станции: Красное с российской стороны (3,5 км до границы) и Осиновка с белорусской (22 км до границы).
Раньше пригородные поезда ходили десятилетиями напрямую от Орши до Смоленска, а также от Орши до Красного и от Красного до Смоленска. Но прямую электричку Орша – Смоленск отменили весной 2013 года, а электричку Орша – Красное из-за коронавируса сократили в 2020 году до Осиновки. Таким образом, сквозное движение между странами по этой лини оставалось только на дальних пассажирских поездах. Сейчас трансграничные электрички восстановили: появились в расписании №№ 6191 и 6193 Смоленск – Осиновка. Теперь от Орши до Смоленска можно доехать пригородными поездами с одной пересадкой.
Но если до 2020 года электричка Орша – Красное останавливалась на о.п. Киреёво (не Киреево, а именно Киреёво) и Шуховцы (между Осиновкой и границей), то сейчас составы пролетают их без остановок. Несколько ближайших деревень остаются без прямой и кратчайшей железнодорожной связи с райцентром.
Восток: Кричев – Шестеровка
Пожалуй, раньше всех БЖД отменила пригородные поезда на участке Кричев – Рославль, где не только пригородное, но и вообще любое пассажирское движение через границу прекратилось в начале двухтысячных. Долгое время пригородные поезда с белорусской стороны ходили только до пограничной станции Шестеровка. Причем в последние годы поезда до Шестеровки ходили только по субботам и воскресеньям, и зал ожидания в Шестеровке был открыт лишь 6 часов в неделю: по 3 часа в каждый из выходных. Осенью 2014 года эти дизель-поезда отменили. На этой 30-километровой ветке от Кричева расположены также станция Кричев-2 в одноименном поселке и остановка Звезда вообще в чистом поле (точнее, в чистой лесополосе), между трассой Р43 и деревней Пеньковка.
Восток: Кричев – Журбин
На линии Кричев – Унеча дизеля с белорусской стороны много лет ходили до российской станции Сураж, но в июне 2014 года их отменили, и в расписании остались только пригородные поезда до пограничной станции Белынковичи и остановки Журбин. Еще минувшим летом были дизеля до Журбина — но сейчас и их не осталось. Участок в 11 километров с остановками Бони (72-й километр от Кричева) и Журбин (78-й километр) остались без пригородного движения. В марте 2023 года председатель комитета Государственной Думы России по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев на заседании комиссии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России по энергетике и транспорту заявлял, что в ближайшее время может быть поставлен вопрос о восстановлении пассажирского железнодорожного сообщение между Кричевом и Суражем, но пока что ничего не произошло.
Юго-восток: Гомель – Закопытье
Раньше из Гомеля в Брянскую область России ходили пригородные поезда Гомель – Новозыбков, которые прекратили ходить в 2014 году. Дальние поезда на этой линии сохранились до сих пор (Минск – Анапа и Минск – Адлер). А пригородные поезда Гомель – Закопытье сократили до Добруша: участок Добруш – Закопытье в 12 километров остался без дизелей.
Юг: Лунинец – Бухличи
На юге страны, в Лунинецком районе Брестской области, из-за карантина и закрытия границ с Украиной отменили трансграничные дизеля Барановичи – Удрицк и Лунинец – Удрицк, а дизель Лунинец – Бухличи (это последняя остановка перед границей) сократили до станции Горынь в поселке Речица. Шестикилометровый участок до Бухличей остался без движения.
Запад: Волковыск – Берестовица
На западе Гродненской области, в Волковыском районе, за узловой станцией Андреевичи железка раздваивается: на запад уходит линия в поселок Пограничный (тамошняя станция называется Берестовица, по имени близлежащего райцентра Большая Берестовица), а на юго-запад — в райцентр Свислочь. По первой линии в советские годы было международное грузовое движение, но потом закончилось, и все грузы в Польшу стали уходить по второй ветке. По этой же второй ветке на Свислочь до сих пор сохраняется пассажирское движение: дизель-поезда Волковыск-Город – Свислочь. Что интересно: в Свислочи у дизеля две остановки, и обе называются одинаково: Свислочь (без деления на Свислочь-1 и Свислочь-2).
А вот первой ветке повезло меньше. Весной 2021 года СМИ сообщали: «В целях оптимизации размеров движения поездов региональных линий экономкласса на малодеятельных участках Белорусской железной дороги с 12 апреля отменяется курсирование поездов региональных линий экономкласса №6161/6162 и №6167/6168 сообщением Волковыск – Берестовица – Волковыск. Просьба планировать свои поездки с учетом прекращения курсирования железнодорожного транспорта на участке Андреевичи – Берестовица». Таким образом, без пассажирского движения остался участок длиной 23 километра с остановками Мстибово, Лесники, Рудавка, Жиличи и станцией Берестовица.
Северо-запад: Гродно – Учитель
На западе Беларуси находится самая старая действующая линия страны. Когда-то это была часть линии Петербург – Варшава, проходящей через Вильнюс и Гродно. В 2002 году через границу прошли последние пригородные поезда, а потом литовцы со своей стороны и вовсе разобрали рельсы от приграничной станции до границы. С белорусской стороны поезда тоже стали ходить до приграничных станций. Причем таких станций тут две, поскольку есть два приграничных направления.
На узловой станции Поречье (тут любят снимать фильмы про войну, потому что вокзал старый и проводов над рельсами нет) линии раздваиваются: прямо — в сторону Вильнюса, до пограничной станции Узбережь. Тут поезда ходят 4 раза в день (билет от Гродно стоит 1,33 рубля). Налево — в сторону Друскининкая. Когда-то из Гродно туда ходили пригородные поезда, но в 2000 году и они прекратились.
И долгое время дизеля ходили до пограничного остановочного пункта 7-й Километр (потому что как раз 7 километров от Поречья). Его потом переименовали в Учитель — по названию местного садового товарищества. Дизеля на этом направлении давно хотели прикрыть — еще по крайней мере в 2017 году. Тогда Барановичское отделение БЖД приводило статистику: в среднем дизель до Учителя везет лишь около 30 человек, и окупаемость этого маршрута составляет всего 3,6%. Но в тот раз многочисленные дачники (в районе конечной три дачных кооператива: собственно «Учитель», «Солнечное» и «Золотые пески») и жители промежуточной деревни-остановки Чернуха поезд отстояли. К слову, уже тогда он ходил лишь по субботам: утренний рейс и вечерний.
И все же с 12 декабря 2021 года дизеля в Учитель были отменены, взамен пустили автобусы. Весной 2022 года дачники и сельские жители собрали 280 подписей под коллективным обращением, но и это не помогло. Еще две остановки на путях БЖД остались без пассажирского движения.