Долгие годы ценовой сегмент «до пяти тысяч долларов» остаётся наиболее востребованным на белорусском вторичном рынке. Время идёт, ассортимент не меняется, а подобрать достойный экземпляр становится всё сложнее. В сегодняшнем материале рассмотрим случай, когда намётанный глаз помог с ходу распознать «живой» Citroen C5 за $4 700 — даже без подъёмника. Или всё не так идеально? Попробуем разобраться вместе с экспертом, стоит ли 22-летний «француз» своих денег.
«Продавали интеллигентные люди — зачем мучить их колхозными торгами?»
Владелец и недавний покупатель Citroen C5 пожелал остаться неназванным в рамках нашего материала, однако с удовольствием посвятил в нюансы подбора французского лифтбека.
— Перед приобретением стояла задача воплотить мечту белоруса: получить машину подешевле и получше. Изначально видели бюджет около трёх тысяч долларов, но по мере поиска сумма возросла. Найти автомобиль за такие деньги почти нереально: за пять лет доступные предложения не помолодели, а их стоимость осталась неизменной. В отдельных случаях даже выросла, — рассказывает мужчина. — Машину подбирал младшему брату, который только закончил учёбу. Заработок молодого специалиста не позволит содержать авто, постоянно дурящее голову поломками. Конечно, юноши нередко желают Mercedes-Benz E-Class (W210) и BMW 5-Series (E39), однако в этих экземплярах ещё десять лет назад не было ничего «живого». Проще говоря, требовался умеренно дорогой в обслуживании вариант.
— Среди дизельных и бензиновых машин предпочтение отдавали последним, хотя любые возрастные агрегаты грешат поломками. Тем не менее остановились на «атмосферниках», питающихся бензином. Тип «коробки» выбирали по тому же принципу, что и двигатель. Чем проще, тем лучше.
— Весь поиск занял полтора месяца, причём следили за разными площадками. Ничего примечательного не попадалось. Лишний раз убедился: самый перекупский сегмент — даже не «до десятки», а «до 5 000 долларов». К сожалению, это не очень хорошо, ведь напрямую указывает на высокий спрос в данном ценовом диапазоне.
Опыт в поиске автомобилей у меня есть, поэтому абсолютное большинство объявлений отметалось на стадии просмотра фотографий. Я выезжал лично изучить машину трижды — при последнем разе оставил задаток за этот Citroen C5. До ещё одного попросту не успел добраться…
— Вечером воскресенья в приложении av.by пришло уведомление, что в продаже появился Citroen C5 2002 года выпуска. Кузов лифтбек, 1,7-литровый бензиновый двигатель, «механика», пробег — 160 тысяч километров. На фото он выглядел очень неплохо, но в целом я его воспринял как аномалию. Хотя первая мысль была другой: «Как можно мотать настолько нагло?» Так фантастически выглядели вводные данные.
Конечно, было заметно, что два передних крыла отличаются по цвету, на задней левой двери полоса притёртости. Ну и разные фары… В остальном снимки говорили о целых пластиковых элементах, ухоженном салоне — достаточно вменяемом состоянии. Мне стало интересно.
— Выяснилось, что «Ситроен» продавал сын женщины, которая 12 лет владеет лифтбеком. Якобы и приобретали его у людей, пригнавших C5 в Беларусь, а последнюю «пятилетку» машина почти не ездила. Естественно, я договорился об осмотре уже через час.
Когда разбираешься в авто, с первого взгляда можешь понять, стоит ли рассматривать к покупке конкретный экземпляр. Этого «француза» однозначно стоило! Выручил вечер воскресенья: никто меня не опередил. Кузов изучил визуально, меня это вполне устроило.
— Слова хозяйки впоследствии подтвердились заказ-нарядами: с 2019-го машина проехала 14 тысяч километров. Гидропневмоподвеску сразу проверил в разных положениях и покачал, чтобы узнать, не пробиты ли сферы. В целом без подъёмника это максимум, который реально проверить. Заглянул под авто — ничего не течёт. Осматривал «Ситроен» достаточно долго, ведь не хотелось «попасть» на пару тысяч долларов, устраняя поломки.
Подкапотное пространство внушало доверие: всё выглядело комплектным и находилось на своих местах. В багажнике — канистра, заполненная четырьмя литрами масла. Она недвусмысленно намекала на то, что в мотор не приходилось регулярно доливать техжидкость.
Во время короткого тест-драйва не понравилась работа сцепления: оно может быть даже родным, не исключаю, однако скоро способно потребовать замены. Подвеска и тормоза — без нареканий. Из мелочей: нерабочие датчики уровня омывающей жидкости и света (фары включены постоянно).
— По изнанке автомобиля, насколько её удалось рассмотреть, стало понятно: кузов (предварительно) в хорошем состоянии. Правда, на пластиковой защите обнаружился масляный подтёк — источник в районе шкива коленвала, с этим ещё придётся разобраться детально. Левая передняя гидростойка также с обильной течью.
— Толщиномер показал вторичные окрасы передних крыльев и бампера. Всё остальное — с родным ЛКП и без признаков сварочных работ. Вариант действительно хозяйский, потому сомнений не оставалось. От изначальной стоимости удалось сторговать $100, ведь для владельцев машина была полноценным членом семьи. Настаивать на бóльшей скидке не видел смысла, понимая, какие предложения сейчас на «вторичке» в этом бюджете. Вдобавок продавали «Ситроен» весьма интеллигентные люди: зачем мучить их колхозными торгами?
— Вместе с автомобилем досталось несколько заказ-нарядов и сервисные книжки, косвенно подтверждающие пробег как минимум по Беларуси. Допускаю, корректировка одометра возможна, но явно не глобальная. При проверке помогли также отчёты av.by по VIN.
Из срочных вопросов — устранил течь передней гидростойки (150 рублей), а также провели дефектовку подвески по максимальной программе (озвучили прайс около 1 500—1 600 BYN). Разумеется, предстоит ещё ТО с заменой техжидкостей, остальным можно заниматься постепенно. С реалистической точки зрения отмечу: ближайший год-полтора машина может потребовать около $1 000.
На данный момент я с автомобилем по «внешке» и салону ничего не делал — Citroen находится ровно в том виде, в котором его забрали у прошлых хозяев. Будет интересно посмотреть на подъёмнике с экспертом: понять, стоит ли он своих денег, и увидеть его реальное состояние.
«Подозрительно небольшой пробег; ощущается, будто родной»
Напомним, что Citroen C5 куплен несколько дней назад, а новоиспечённый владелец пока сам не видел машину на подъёмнике, снизу. Оценить автомобиль отправляемся в центр антикоррозийной защиты KROWN, где Денис Зудов, постоянный эксперт рубрики, расскажет о состоянии кузова.
— Конкретно Citroen C5 первого поколения почему-то не очень ходовой на белорусской «вторичке». Citroen Xantia, его предшественник, в разы популярнее: в своё время эту модель активно пригоняли благодаря доступной цене. Правда, несмотря на меньшую распространённость, C5 сохраняет ликвидность. Автомобиль отчасти «заморочен» своей гидропневматической подвеской, однако такие экземпляры на рынке можно сосчитать по пальцам. При выборе подобных авто с пробегом покупатель сталкивается с дилеммой: оцинкованный кузов и достаточно надёжные узлы, но «гидропневма»… Тем не менее не у каждой машины будет такая плавность и мягкость хода.
— В целом здесь какой-то подозрительно небольшой пробег — 160 тысяч километров. По общему состоянию ощущается, будто родной, но проверим, что в действительности. Согласно показаниям толщиномера, у лифтбека три вторично окрашенных элемента: два передних крыла и бампер.
— Машина возрастная, а всевозможные «детские болячки» уже известны и проявили себя. Итак, приступим. Снимаем пластиковый колпак колёсного диска. Под ним минимальная коррозия на резьбовых соединениях. Помыть — будут как новые. У суппортов и тормозных дисков просто идеальное состояние. Налицо бережное гаражное хранение.
— Что касается заводской антикоррозийной подготовки кузова, то здесь подход и культура производства конца девяностых — качество в угоду не только цене. Колёсная арка равномерно закрыта пластиковым двусоставным подкрылком. Просматривается только небольшая часть незащищённого металла, однако именно в этом месте на силовую методом напыления нанесён антигравийный состав. Совместно с антикором он предотвращает развитие ржавчины.
— У левого переднего крыла есть большая зона ремонта — элемент окрашен, причём далеко не безупречно. Возможно, рациональнее его заменить, хотя делать это необязательно. Обнаруживаются трещины шпатлёвки. В остальном колёсная арка находится в идеальном состоянии. Битумные точки и абразивные вкрапления говорят о двух фактах: автомобиль не полировался и при этом не простаивал в гараже без дела, ездил.
— Место стыка крыла с порогом — косвенное подтверждение или оригинального пробега, или его близости к реальным значениям. Здесь заводское лакокрасочное покрытие, что большая редкость, ведь этот участок не защищён брызговиком с завода, потому первым страдает от пескоструя. Мы помним: песок и дорожные камешки сбивают ЛКП, открывая путь коррозии. Тем не менее заводская оцинковка у Citroen C5 достаточно хорошая, так что после скола элемент с голым железом может ходить ещё десяток лет.
— Если снаружи все Citroen C5 первого поколения будут более-менее красивые, то в скрытых от глаз местах встретим менее радужную картину. К примеру, внутренняя часть дверей — самая многострадальная зона. У всех моделей концерна PSA по кромке уложен резиновый уплотнитель, под которым скапливается песок и влага. Первый повреждает ЛКП, вторая создаёт благоприятные условия для ржавчины. Вдобавок уплотнитель перекрывает дренажные отверстия, что не совсем логично с инженерной точки зрения: он попросту мешает выполнять их основную функцию.
В нашем случае кромка двери под резинкой в идеальном состоянии. Забегая вперёд, скажу: здесь все двери так выглядят — очень необычно! Отсутствие зимней эксплуатации и маленький пробег способствовали этому.
— На дверях можем видеть следствие пескоструя — вздутия ЛКП, которые возникли из-за сколов. От подобного никто не застрахован.
В месте примыкания пластиковой накладки порога к металлической несущей части не видим перетиров лакокрасочного покрытия, причём по всей длине элемента. Интересно, что заводские наклейки находятся на своих местах.
— С задними колёсами такая же ситуация, как и на передней оси. Присматриваемся к арке — словно чего-то не хватает. А где амортизатор? — иронизирует Денис. — Не хватает не потому, что его вообще нет, а просто сделано иначе, как и полагается «Ситроенам». Снизу конструкция подвески будет более понятна.
Отчасти в Citroen C5 исправили ошибки, допущенные при создании Xantia. Например, сзади добавили подкрылки. В итоге у предшественника крыло могло выгнивать вплоть до стойки: изнутри набрасывало песчано-соляную смесь, которая там скапливалась и спрессовывалась.
— Крышка багажника — слабое место этой модели. Однако в нашем случае замечания элементу стоит делать с большой натяжкой: крышка до сих пор в родной краске. Хотя присутствуют небольшие вздутия ЛКП. Как уточнил владелец, с момента покупки «Ситроен» не мыли и не отдавали на химчистку. Вероятно, прошлые хозяева о предпродажной подготовке не заботились — в шве между пластиковой площадкой и металлической частью обнаруживаем скопление песка и мха. По нему можно сделать вывод, что пользовались автомобилем редко.
— С правой стороны замечаем притёртость заднего крыла — к слову, оно с косметическим окрасом. Ближе к двери — скол с поверхностной коррозией. Первые проблемы у модели начинаются обычно с низов, однако осматриваемый экземпляр в образцовом виде.
Придраться всё равно есть к чему, но возраст и цена… Музейного состояния глупо ожидать.
«Самая дорогая деталь — в отличном виде»
От изучения наружной части 22-летнего «Ситроена» вместе с Денисом переходим к исследованию силовой конструкции и днища автомобиля. Какие замечания будут у эксперта?
— На передней оси видим гидростойки и достаточно обычную подвеску, пускай во французской интерпретации. Обратите внимание на состояние резьбовых соединений. Пыльники — целые. С водительской стороны следы обильной течи техжидкости — констатируем сам факт.
— Передние усилители кузова, которые служат сервисными поддомкратниками, имеют очаги коррозии и излишки песка. Сквозных дыр при этом не наблюдаем. Отвесная часть порогов — без загибов и абсолютно целая. Присмотревшись к днищу автомобиля, можем зафиксировать, что оно имеет лёгкий налёт поверхностной и щелевой ржавчины.
— Удивительно видеть снизу заводские защиты без повреждений, а также идеальное состояние топливных магистралей. Выхлопная труба, кстати, переваривалась. Центральная часть — ремкомплект, но саму банку глушителя оставили.
— В задней области днища нюансов побольше, хотя, если сравнить со многими «японцами» или «китайцами», захочется назвать это мелкими дефектами. Тем не менее поддомкратники и пороги целые. Внутренние полости лишь с поверхностной коррозией, что несущественно с учётом возраста автомобиля.
Защиту демонтировать не будем: для этого потребуется размачивать «закоревшие» болты крепления.
— Осматривая элементы задней подвески, видим подтекающую левую гидравлическую стойку. Возможно, внутренний механизм потребует ремонта. Имеется запотевание правого подшипника. На отдельных участках трубок замечаем поверхностный налёт ржавчины, однако с ним можно ездить долго — катастрофическим его не назвать.
Кузов за задней подвеской имеет обильную щелевую коррозию, хотя металл при этом всё ещё крепкий.
— Тяга корректора фар, скорее всего, не жилец. Её функция — регулировать угол освещения головной оптики, когда изменяется дорожный просвет Citroen C5. Предполагаю, если за что-либо здесь взяться, то этот ремонт потянет за собой другие вмешательства. Впрочем, платишь толковому специалисту $500, а он делает хорошо и надолго. Думаю, это риски, связанные с гидропневматической подвеской.
На лонжеронах и усилителе сзади тоже присутствует поверхностная коррозия. Примечательно, что термоэкраны на своих местах и пока надёжно зафиксированы. В задний карман бампера по аэродинамике сильнее забрасывало грязь, из-за чего и рыжего налёта побольше.
— В подкапотном пространстве все защиты комплектные, а первое, что обычно ломают нерадивые мастера, — как раз пластик. Правое переднее крыло окрашивалось с демонтажом. Капот выполнен из алюминия, потому проблем с ним бывает меньше, хотя этот металл с годами рассыпается в белый порошок. Вибротеплонакладка — на месте.
Фара с водительской стороны заводская, а с пассажирской — 2005 года выпуска. Изначально производителем предусмотрены газовые упоры, не «кочерга».
— Подытожим осмотр… Если ориентироваться на европейский рынок «бэушки», то, возможно, и у нас подобные предложения должны стоить максимум полторы-две тысячи долларов. Тем не менее наша «вторичка» диктует свои условия. Данный Citroen C5 — совершенно «живой» экземпляр в адекватном состоянии. Разумеется, как и любой подержанный автомобиль, он потребует вложений. Тем не менее самая дорогая деталь в отличном виде, а это, напомню, силовая конструкция — кузов.