Вот уже третий год минчанин Кирилл восстанавливает редкую для нашего региона BMW E21. В своё время машина досталась ему по смешной цене: за баварскую «тройку» мужчина заплатил 500 долларов. К чему пришлось приложить руку и во сколько обошёлся весь процесс, рассказывает av.by.
«Купил за $500 с состоянием „в дрова“»
Для Кирилла реставрация BMW E21 своими силами — своеобразная проба пера. Минчанин вспоминает, что любовь к машинам ему привил отец, который подключал сына к автомобильному бизнесу с малых лет.
— Перед моими глазами в детстве было много разных моделей и марок: от «корчей» и до премиума. Пару лет назад это вылилось в идею: хочу построить что-то для души. Возник незакрытый гештальт в виде восстановления ретромашины. Около года следил за объявлениями на сайтах, выбирая подходящий вариант: советский автопром меня не привлекает, поэтому рассматривал только иномарки. Были мысли реставрировать старый VW Golf или Audi, но подобных проектов и так много. BMW E21, которая попалась на глаза, показалась чем-то уникальным и интересным. Практически эксклюзив!
— Всплывали разные варианты для покупки, хотя «троек» в кузове Е21 в принципе немного. Была синяя за 1 200 долларов, но машина оказалась непереоформляемой, как и большинство возрастных автомобилей. Лишней головной боли не хотелось, поэтому продолжил искать экземпляр с чистыми документами.
Поиски привели Кирилла к жёлтой «тройке» 1980 года выпуска. К слову, цвет кузова тоже во многом повлиял на выбор нашего героя: как пройти мимо такого яркого автомобиля? Большим плюсом стало то, что расцветка была записана в техпаспорте, задокументирована. Одним словом, всё сошлось.
— По заводу машина золотистая, но прошлые владельцы перекрашивали кузов в оттенок между жёлтым и золотистым, поэтому в техпаспорте был помечен жёлтый в качестве основного.
Под капотом 42-летней «баварки» находился карбюраторный двигатель объёмом 1,8 литра. На одометре — пробег более 180 тысяч километров, неоригинальность которого очевидна. Технически автомобиль также пребывал не в лучшей форме: по словам Кирилла, «машина стояла на коленях».
Первенец третьей серии BMW: чем он интересен?
В нашем регионе «тройка» BMW ассоциируется с моделями в кузовах E36 и E46 — пожалуй, наиболее массовыми и удачными в истории бренда. «Двадцать первую» запустили в производство в 1975 году, и она стала первенцем в новой линейке машин среднего класса. Модель дала старт долгой истории. Начальное поколение представили в виде седана и в двухдверном исполнении, которое позиционировали как купе.
Первые «тройки» несли в себе узнаваемый «акулий» дизайн носовой части: были установлены фирменные «ноздри» и фальшрешётка радиатора с обратным наклоном. Сзади БМВ украсили чёрной пластиковой панелью, разделяющей фонари.
Изначально E21 выпускали с четырёхцилиндровыми моторами разных объёмов: 1,6 (90 л. с.), 1,8 (98 л. с.) и 2,0 л (109 л. с.). Наш герой приобрёл версию с 1,8-литровым карбюраторным двигателем, но в процессе восстановления переделал систему впрыска в инжекторную.
Стандартная «тройка» тех лет имела механическую 4-ступенчатую КПП. За доплату покупатели топовых комплектаций получали «пятиступку» или 3-диапазонный «автомат».
В BMW E21 независимая как передняя, так и задняя подвеска. На первой оси установлены стойки МакФерсона, а на ведущей — конструкция с косыми рычагами и амортизаторными стойками. В качестве рулевого механизма — рейка, а гидроусилитель также полагался за доплату.
В BMW нашего героя оригинальные колёсные диски 1979 года выпуска
Заводские электрозеркала работают после череды ремонтов. А ведь машина создана в 1980-м!
Передние тормоза у «тройки» первого поколения дисковые, задние — барабанного типа. Багажное отделение BMW E21 имеет объём 420 литров. Как отмечает Кирилл, до его обшивки пока дело не дошло, однако данное улучшение запланировано на ближайшее время.
«БМВ 1980 года без серьёзных ДТП — редкость. Это и спасло машину!»
После покупки BMW E21 перед Кириллом встал внушительный фронт работ: первоочередной задачей было привести автомобиль в движение.
— В машине вышли из строя передние тормоза, а задние вовсе отсутствовали. Когда мы принялись тянуть автомобиль в гараж, заклинило ещё и переднее правое колесо — как будто и без него работы мало. К двигателю стоял старый карбюратор от Ford Granada, который даже под капотом не помещался. Поэтому задач было несколько: починить тормоза, разобраться со впрыском, а затем заниматься кузовщиной.
— Интересно, что уже потом, во время процедуры развала-схождения, выяснилось: машина «в нулях», то есть с идеально ровной геометрией. Когда мы начали разбирать кузов для покраски, удивились неплохому состоянию. Конечно, были сквозные дыры от коррозии, но автомобиль явно не попадал в серьёзные ДТП. Редкость для БМВ 1980 года выпуска! Тем не менее мелких латок сварщик поставил с десяток.
— Пороги переваривались ещё до меня, но в целом по кузовщине я не заменил ни одного проблемного элемента. Во многом Е21 сохранилась благодаря тому, что не оказывалась в крупных ДТП. Капот, двери, герметик в швах для своих лет «в идеале». Я был удивлён.
— Хотелось максимально восстанавливать машину под оригинальное состояние. Поначалу я столкнулся с проблемой поиска запчастей, хотя затем всё решил случай: подвернулся нужный человек. Как оказалось, в своё время он разобрал восемь-девять подобных автомобилей, делая свой проект. Комплектующих осталось с запасом, поэтому сейчас 80% деталей я покупаю у него. Многим не везёт найти компоненты в Беларуси.
— Редкие элементы — ручка КПП и фирменные «ноздри» БМВ (60 BYN), их тяжело отыскать в хорошем состоянии. Окантовочные резинки дверей — по 10—15 рублей каждая. У меня стоит передняя губа фирмы Hella. Она встречается нечасто, но досталась мне по адекватной цене — около 80 долларов.
— Рулевая рейка стоила 60—70 рублей, передние рычаги — $50. Прочие расходники оказались недорогими, за исключением выхлопной системы, но её я купил новую польского производства. За две части заплатил порядка 130 BYN. Радиатор повезло приобрести за 50 рублей, «родной» руль поставил примерно за 15 BYN, — перечисляет Кирилл. — Как видите, суммы не заоблачные.
— — При этом со следующей «тройкой» E30 общего мало — мотор и кузов. Даже помпа здесь иная! К ней жёстко закреплены сами лопости вентилятора, так называемый «Карлсон», а на Е30 помпа без лопостей, и там уже установлена вискомуфта. Подходят также термостат, одна подушка двигателя и подвесной подшипник.
— Салон был убитый полностью — стояли передние сиденья от Opel Kadett, а на полу лежал ковролин. «Внутрянка» выглядела ужасно! Задний диван оказался серьёзно подран. Я хотел под оригинал, поэтому нашёл обивку от BMW E28, которая по фактуре идентична Е21. Купил старые кресла от «двадцать первой» и всё соединил. Саму материю потом покрыл акриловой краской.
«Внедрение инжекторной системы впрыска обошлось в $200»
Пожалуй, наиболее интересным этапом восстановления BMW E21 можно назвать отказ от карбюратора в пользу инжекторной системы впрыска. Кирилл занимался всем процессом сам от начала и до конца.
— Карбюратор от «Гранады» не влезал под капот и работал из рук вон плохо, поэтому я задался целью установить инжекторную систему впрыска. Наткнулся на видеоурок, где пошагово объясняли процесс на примере такого же двигателя в E30. Весь комплект собирал по частям: проводка, форсунки, топливная рампа, регулятор давления топлива, расходомер, инжекторный впускной коллектор с дроссельной заслонкой и «мозги». Затем — топливный насос и реле бензонасоса.
— Сложнее было не внедрить это всё и собрать, а найти работающий расходомер. Он старого образца, называется «лопата». Там стоит бегунок, который протирает резистивный слой, где он чаще работает. Из-за этого пропадает контакт, двигатель плохо держит обороты. Расходомер подобрал с четвёртой попытки, а регулятор давления топлива идеально подошёл от «Газели». В целом эта операция с внедрением инжекторной системы впрыска обошлась в 200 долларов. Если кто-то решится повторить мой путь, рекомендую покупать готовый комплект с рабочей машины: сэкономите время.
— Острая рулёжка есть! — смеётся владелец. — На БМВ без гидроусилителя-то… Приятно, что все на дороге пропускают, замечая мою машину. Сюда я поставил редуктор на 3,6 от двухлитровой версии. Всё-таки здесь стоит «четырёхступка», со старым редуктором на 90 км/ч было 3 400 оборотов. Ездить невозможно! Теперь с другим устройством двигаться на машине приятнее.
Палец шаровой опоры непривычно длинный по сравнению с современными авто
— За счёт более вытянутого редуктора БМВ немного потеряла в разгоне, но динамики «тройке» всё равно хватает. Хорошо ощущается скорость, особенно «на верхах». Для своих лет машина достаточно подвижна и кушает бензин по-прежнему с аппетитом: мой исторический минимум — 10,5 литра. Но какая разница, если автомобиль приносит положительные эмоции!
— Мне осталось разобраться с «внутрянкой» подкапотного пространства и багажника, а также решить пару вопросов по днищу. Куплен амортизатор и опорная подушка — надо найти время на установку, — подытоживает Кирилл. — Возможно, многое я сделал бы по-другому, но уже поздно — нет того запала, что раньше. Думаю, второй раз за такой проект не возьмусь.
**
По словам нашего героя, пока автомобиль он не собирается продавать, хотя изредка подобные мысли его посещают.
— Наверное, я наигрался и устал от постоянного внимания. На каждом перекрёстке многие оборачиваются, пытаются заговорить, а в обычной машине ты не выделяешься — отдыхаешь за рулём. Да и гештальт уже закрыт: я осуществил то, чего сильно хотел. Одним из желаний было участие в ретрофестивалях и выставках — этого я тоже достиг. Без преувеличения скажу, что благодаря машине я познакомился со многими интересными людьми из автомобильной тусовки.