Новый год – это предвестник чего-то хорошего, по крайней мере мы на это всегда рассчитываем. Для читателя Николая новый год начался с "сюрпризов", причем весьма неприятных, пишет Автобизнес.
Фото: Sputnik / Станислав Лобатый (Иллюстративное)
"Сговор очевиден"
Вернемся в апрель 2022-го, когда читатель решил купить Lada Vesta SW 2019 года выпуска. Машина была в хорошем состоянии, у владельца находилась всего один год. Почему же тогда продается? Николай получил такой ответ: "Семейные неурядицы, деньги нужны". Мужчину такие слова не смутили, он еще раз осмотрел автомобиль, сверил документы, VIN...
"Авто уже снято с учета в ГАИ, в связи с чем зарегистрировать сделку купли-продажи в МРЭО ГАИ было лишь делом времени, причем незначительного, – вспоминает Николай. – Сумму сделки по просьбе продавца указали меньше, чем по факту".
В начале января уже Николай решил продать машину. Для этого он разместил объявление в интернете. И выяснилось, что Vesta находится в залоге, то есть по факту нынешнему владельцу не принадлежит и не принадлежала.
"Решил разобраться в ситуации, и вот что получилось, – объясняет Николай. – Гражданка П. 30 ноября 2019 года получила целевой кредит в банке на покупку Lada Vesta SW, и банк соответственно оформил на данное авто залог, о чем заключил соответствующий договор. То есть в итоге машина принадлежит банку, но в документах (свидетельстве о регистрации) собственником указано физическое лицо – покупатель. В марте 2020-го банк передал право залогодержателя автомобиля ЗАО "Специальная финансовая организация Центр секьюритизации".
От редакции Автобизнеса
Данная организация создана для совершения операций секьюритизации, а также для иных сделок, определенных Положением о финансировании коммерческих организаций под уступку прав требований за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утвержденным Указом №154 "О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)".
Секьюритизация – финансирование специальной финансовой организацией инициатора (инициаторов) под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций.
Таким образом, банк уступил право истребования предмета залога другому лицу, что является абсолютно законной и прозрачной сделкой.
"Но автомобиль я купил у гражданина С., а не у гражданки П., – продолжает Николай – Получается, что первая "хозяйка" машины продала ее, а затем машину реализовали уже мне. Знал гражданин С. о наличии залога или нет, будет узнавать уже милиция, куда я обратился с заявлением о совершении в отношении меня мошенничества. Очевидным на данный момент является тот факт, что разрешения у банка на продажу залоговой машины, что является обязательным, гражданка П. не получала.
Связался с упомянутой выше организацией, и мне сообщили, что по кредиту, залогом по которому является приобретенный мною автомобиль, платежей нет, в связи с чем машину будут у меня изымать.
В этой истории, на мой взгляд, сговор между гражданкой П. и гражданином С. очевиден. Полагаю, что они оба прекрасно знали о залоге и действовали заодно, чтобы запутать следы. Кроме того, в машине скрутили пробег в три раза, о чем свидетельствует история продажи машины на рекламном сайте".
Николая настораживает еще один момент: почему банк не подал информацию о залоге автомобиля в ГАИ, чтобы наложить запрет на последующую продажу до выплаты кредита?
"Интересная такая "схема": гражданка П. продает залоговую машину и получает на руки деньги, затем гражданин С. продает машину мне и тоже получает на руки деньги, а потом залогодержатель забирает у меня машину, реализует ее, например, и тоже получает деньги и погашает долг перед собой. А я остаюсь ни с чем?" – недоумевает Николай.
Не проверили, на чем и погорели
Такие ситуации вовсе не новы, сообщения о подобных сделках с залоговыми транспортными средствами поступают в адрес редакции Автобизнеса. На вопрос Николая про информацию о залоге в ГАИ ответим так: предоставлять эти сведения инспекторам залогодержатель не обязан.
Разберем ошибки, допущенные еще до приобретения автомобиля. Самая первая и очевидная: информация о наличии залога на автомобиль содержится в Реестре движимого имущества, обремененного залогом. Банки (финансовые организации) сведения туда, как правило, сообщают. Не будет лишним проверить машину на предмет наличия залога в России, поскольку такое явление, как продажа залоговых машин без согласия залогодержателей, там более распространено, скажем по опыту.
Вторая ошибка – указание в договоре цены ниже, чем по факту машина продается. Это должно насторожить. Мы выдвинем свою версию, почему такая просьба в принципе от продавца поступает.
Продавец прекрасно знает о наличии залога и предполагает, что впоследствии покупатель обратится в суд с иском о расторжении договора и взыскании денег с ответчика (продавца). Оснований тут хоть отбавляй, с учетом залога и того, что о нем продавец при совершении сделки не сообщил.
В соответствии со ст.430 Гражданского кодекса (далее – ГК) продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, за исключением случая, когда будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
Это дело для продавца проигрышное, только взыщут с него ту сумму, которая указана в договоре, а она меньше той, что он получил в реальности. Вполне вероятно, что продавец все равно останется с "наваром" за счет разницы между фактической стоимостью машины и суммой, указанной в договоре, даже если с него взыщут еще и госпошлину, расходы на адвоката и судебные расходы, которые понес покупатель. Автомобиль же вернут банку (залогодержателю).
Можно, конечно, в суде пытаться взыскать полную (фактическую) стоимость машины, но дело это будет чрезвычайно сложным. Все потому, что покупатель должен заплатить за товар сумму, указанную в договоре купли-продажи (ст.455 ГК), а при толковании судом условий договора принимается во внимание буквальное значение слов и выражений (ст.401 ГК), в нем прописанных. Так что сам написал цифру, сам под этим расписался – дальше лишь последствия такого решения.
Короткий срок владения машиной также должен насторожить. Семейные трудности, деньги срочно нужны – такие аргументы мошенники использую часто. Им главное – продать, остальное не их проблемы.
В общем, по судебным перспективам мы вкратце прошлись. Тут все понятно: в случае неисполнения должником своих обязательств по оплате кредита залогодержатель (кредитор) имеет полное право удовлетворить свои требования из стоимости заложенного имущества (ст.329-330 ГК).
Рассчитывать на возбуждение уголовного дела в подобных случаях не стоит, это вряд ли произойдет. Результатом рассмотрения заявления в милиции, вероятнее всего, станет отказ в возбуждении уголовного дела и рекомендация обращаться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства. Нам известны случаи, когда один человек продал десятки залоговых машин – и ничего.
Вердикт
Несмотря на то что впервые о залоговых машинах как о массовом явлении на белорусском рынке мы начали говорить еще в 2017 году, автомобили с "темной" историей до сих пор не редкость. Поэтому при покупке подержанной машины верить продавцу на слово не стоит, все нужно проверять (по базам залогов). И еще на СТО не помешает заехать, чтобы техническое состояние машины увидеть.
P.S. К слову, с 22 января сделку купли-продажи автомобиля можно удостоверить у нотариуса, а он по "залоговой" базе машину в отличие от ГАИ проверит, поскольку это его обязанность по закону.