Купил машину в России, но в Беларуси ее отказываются ставить на учет. Почему?

11.11.2021 20:29
Транспорт

Читатель Автобизнеса купил машину в России и, как того требует закон, поехал регистрировать транспорт в МРЭО ГАИ по месту жительства. Но каково же было его удивление, когда в постановке на учет ему отказали. Почему?

Авто

Что сказали в ГАИ?

Из административного решения:

"МРЭО ГАИ Лидского РОВД сообщает, что вам отказано в административной процедуре по регистрации транспортного средства на основании п.49 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденного постановлением Совмина №1849, а также на основании п.15.11 перечня административных процедур, в связи с отсутствием в предоставленных вами документах:

– документа завода-изготовителя, подтверждающего производство транспортного средства, для транспортных средств, не бывших в эксплуатации, или документа, выданного таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза.

Одновременно информирую вас о возможности подачи заявления для получения электронного паспорта транспортного средства путем направления запроса администратору системы электронных паспортов".

Как следует из ответа, в регистрации отказано, во-первых, на основании п.49 Положения. Открываем данный документ и читаем:

49.4. Основанием для отказа регистрационным подразделением в осуществлении регистрационных действиях являются: представление документов, не соответствующих требованиям законодательства.

Полагаем, что речь идет об электронном паспорте транспортного средства, который должен быть представлен, по мнению ГАИ, согласно перечню административных процедур, что следует из концовки ответа. А должен ли автовладелец такой документ предъявлять в ГАИ для регистрации транспортного средства?

Ответ на этот вопрос мы получим в президентском указе №200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан". Помним, что вторым мотивом отказа в регистрации являлось отсутствие документов, перечисленных в п.15.11 данного перечня административных процедур.

15.11. ... при регистрации транспортного средства в ГАИ предоставляются: заявление, паспорт, документ завода-изготовителя, подтверждающий производство транспортного средства (при отсутствии этих сведений в системе электронных паспортов транспортных средств).

Из этого следует, что электронный паспорт транспортного средства предоставляется только при отсутствии сведений в электронной системе. Но вся "фишка" в том, что в этой электронной системе такие сведения есть (о чем ниже), просто доступа к этой базе данных электронных паспортов у ГАИ нет (применительно к ответу Лидской ГАИ). Таким образом, автовладелец в нашем случае такой документ предоставлять не должен, поскольку п.1 указа №200 запрещает требовать от граждан документы и (или) сведения, не предусмотренные перечнем. Но что же делать?

База есть, но доступа к ней нет?

По крайней мере с юридической точки зрения закон об административных процедурах предполагает заявительный принцип "Одного окна", согласно которому заявитель предоставляет только те документы, которые предусмотрены законом, то есть указанные в п.15.11 перечня (указ №200). Остальное – задача компетентного органа, куда заявитель обратился. В нашем случае это Госавтоинспекция, которая в соответствии со ст.20 данного закона при осуществлении административной процедуры должна направить запрос, дословно из закона – "в другие государственные органы или организации".

Поскольку редакция Автобизнеса не раз посвящала свои публикации данной тематике, то мы уже обращались в АО "Электронный паспорт" в Республике Беларусь за комментариями. Напомним, что нам тогда ответили:

"В нормативно-правовом акте, который устанавливает перечень документов, необходимых при постановке транспортных средств на учет, никакой выписки, тем более заверенной представительством или дилером, не предусмотрено. Это следует из указа №200 об административных процедурах. В решении коллегии Евразийской экономической комиссии №122 указывается, что электронные паспорта, оформленные в России, у нас юридически значимые, имеем в виду в Беларуси.

Поэтому требование отправлять людей к нам не понятно чем регламентировано. По законодательству мы можем предоставлять госорганам сведения из системы электронных паспортов в любом объеме и в любое время. Мы никому не отказываем. Если есть сведения о транспортном средстве в системе электронных паспортов, то это вообще не проблема потребителя, почему ГАИ не может эти сведения в системе посмотреть?"

Таким образом, рекомендации ГАИ не совсем корректны, скажем так. Такую возможность должны использовать сами инспекторы, чего требует ранее упомянутый закон об административных процедурах. Отсутствие доступа к базе данных электронных паспортов – это не проблема автовладельцев.

Фото

Суть в том, что система электронных паспортов уже есть, но вот с прямым доступом к ней имеются проблемы, тем более что "час икс", как следует из ответа, уже прошел.

Из решения коллегии Евразийской экономической комиссии №124 от 13 октября 2020 г.:

"Администратору систем электронных паспортов транспортных средств до 31 марта 2021 года обеспечить для уполномоченных органов Республики Армения, осуществляющих регистрацию транспортных средств (ГАИ. – Прим. редакции), и национальных операторов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики возможности применения сервиса для подтверждения выписок из электронных паспортов для свободного (беспрепятственного) обращения и регистрации транспортных средств, на которые оформлены только электронные паспорта".

Как быть? Обжаловать административное решение согласно ч.30-33 Закона об основах административных процедур и указать на необходимость направления ГАИ запроса в Минпром, чего сделано не было. Срок подачи жалобы – в течение года со дня принятия решения об административной процедуре.

Вердикт

Вопросы с постановкой машин из России на учет в Беларуси, вероятно, возникают из-за проблем технического характера – в регистрационных подразделениях ГАИ просто нет доступа к системе электронных паспортов транспортных средств. Хотя, как следует из документов Евразийской экономической комиссии, он уже должен быть обеспечен. Полагаем, что массового характера подобные случаи не имеют, ГАИ в основном взаимодействует с Минпромом и белорусским представительством АО "Электронный паспорт" в части получения сведений.

P.S. В Министерстве промышленности отказались отвечать на вопрос о доступе ГАИ к базе данных электронных паспортов.