Многие из нас привыкли, что ведущей рукой в деятельности человека является правая. Поэтому леворукие люди (они составляют примерно 15 %) вызывают удивление, интерес, а иногда и настороженность. Особенно болезненно такое отношение воспринимают дети, когда взрослые, в том числе родители, не понимают и не осознают их особенностей, пытаясь «переучить».
Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, это совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также за логику и анализ. У левшей же всё наоборот: сильнее развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление, воображение и эмоциональную сферу. Именно поэтому правополушарные люди способны тонко чувствовать и переживать. Они непосредственны в выражении чувств, легко огорчаются, а в состоянии стресса могут приходить к гневу и даже ярости, им сложнее приспосабливаться к новым условиям. Но в обычной жизни леворукие люди, как правило, общительны и открыты. Среди них чаще встречаются люди творческих профессий – художники, певцы, актеры, поэты: например, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Г. Х. Андерсен, Пол Маккартни, Брюс Уиллис, Анжелина Джоли и др., так как доминирование правого полушария определяет способность к творчеству.
Особенно трудно адаптироваться к требованиям современного мира леворуким детям. Поскольку правое полушарие является хранителем непроизвольной эмоциональной памяти, они более эмоциональны, тонко чувствуют интонацию: им важно не то, что сказано, а то, как это сказано. Такие дети все воспринимают всерьез, склонны к обидам и депрессии. Речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки.
Функциональные особенности леворуких детей, такие как повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, тревожность и возбудимость, сложности ориентации в пространстве, а также в осуществлении зрительно-моторных координаций не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей, связанных с чтением и письмом.
Маленькие левши часто начинают читать слова или фразу с конца, так как предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. При письме тетрадь у них лежит не как у всех детей. Она либо сдвигается вправо, когда левый угол рабочей страницы находится напротив правого плеча ребёнка, либо разворачивается на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх. Ручку они предпочитают держать с наклоном в левую сторону.
Кроме того, в силу особенностей восприятия зрительных и пространственных образов, некоторые дети склонны к «зеркальному» написанию букв.
Переучивание леворукого ребенка означает вмешательство в функциональную систему мозга. В результате чего развиваются невротические реакции. Каждый третий ребенок с заиканием, согласно медицинской статистике, – это переученный левша. В практике есть примеры, когда переучивание ребенка приводило к появлению у него писчего спазма – невроза, сочетающего дрожание и судороги и проявляющегося в нарушении почерка. При этом переученный левша сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности, характерные для леворукого человека.
Если вы родитель леворукого ребенка и желаете, чтобы у него не было проблем в социуме, он хорошо учился и был успешно адаптирован к условиям окружающей среды, постарайтесь ему помочь, используя советы специалистов:
1. Определите ведущую руку (чем раньше, тем лучше, желательно в возрасте 4-4,5 года) и не меняйте ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
2. Старайтесь не показывать негативное отношение к леворукости: не ругайте и не придирайтесь к особенностям предпочтения левой руки.
3. Занимайтесь с ребенком в домашних условиях, особенно это касается детей дошкольного возраста, чтобы им было легче освоить программу начальной школы.
4. Будьте готовы к трудностям при чтении и письме.
5. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприемлема при обучении таких детей.
6. Вырабатывайте привычку писать и читать слева-направо. Для этого можете обозначать и помечать буквы с которых начинается слово или предложение.
7. Складывайте с ребенком буквы из элементов (палочки для счета, спички, зубочистки), пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит распознавание букв и процесс обучения чтению.
8. Научите ребенка ориентироваться в пространстве. Доведите до автоматизма навык «право-лево», «верх-низ».
9. Не торопите ребенка. Ребенок-левша всегда будет медлительнее.
10. Не забывайте, что такие дети открыты, наивны и ранимы. Поэтому, научитесь внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
Стоит понимать, что леворукость – это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Она тесно связана с работой правого полушария головного мозга. Переучивание леворукого ребенка может привести к серьезным нарушениям здоровья, не поддающимся психолого-педагогической коррекции и лечению.
Вероника Коневега, психолог отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ