«АйринТур» предлагает тур выходного дня: Москва (1 ночлег) из Бреста

Люди по всему миру страдают новым психическим расстройством из-за денег. Выясняем, что с этим у белорусов

25.02.2024 14:26
Общество

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Научно доказано, что деньги сегодня это не только средство обмена и платежа, но и важный психологический фактор, влияющий на наше поведение, эмоции, ценности и отношения. Не так давно в обиходе психологов появился новый диагноз — финансовая дисморфия. Blizko.by спросил у белорусов разных возрастов об их отношении к деньгам, о новом диагнозе и взял комментарий у психолога.

Диагноз может проявляться в двух крайностях: чрезмерном страхе нехватки денег или чрезмерном оптимизме и безответственности в расходовании денег.

Исследование, проведенное Берлинским центром социальных наук WZB, показало, что люди, считающие себя бедными, на 38% чаще болеют и на 48% чаще страдают от проблем со здоровьем, чем те, кто этого не делает. Кроме того, APA также обнаружило, что длительный стресс может увеличить риск гипертонии, сердечных приступов и инсультов. Суть в том, что дисморфия денег способна влиять не только на наше психическое, но и на физическое здоровье.

И этому есть реальное подтверждение — реальные истории людей, которыми они делятся в социальных сетях. Например, история этого человека — пользователя Reddit началась с травматичного опыта из детства.

В своем сообщении мужчина рассказывает, что несмотря на то, что доход его семьи (речь о его родителях) определял семью как средний класс по уровню жизни, то в 2021 году они все потеряли. В результате это привело к формированию убеждения, что семья никогда не сможет зарабатывать достаточно, чтобы чувствовать себя финансово успешной.

Таким образом, даже если вышеупомянутый человек сейчас живет жизнью, которая его удовлетворяет, то из чувства тревоги за будущее на опыте полученном в кризисный год, он вынужден чувствовать себя как белка в колесе, которая постоянно пытается увеличить свой доход. При этом, не потому, что семья нуждается в этом для поддержания своего образа жизни, а потому, что он чувствует, что это единственный способ для него чувствовать себя финансово защищенным.

А что с этим у белорусов?

Мы спросили у минчан, и вот, что они нам ответили:

— Моя семья и мое детство до развала СССР было весьма благоустроенным. Я никогда не ощущала, что в нашей семье есть проблемы с деньгами. Но потом случилось то, что случилось, а еще мама, в девяностые родила, и мы стали многодетной семьей, а добытчиком оставался лишь отец. В общем, в тот год наша семья почувствовала очень серьезные проблемы с финансами. Были дни, когда особо и поесть нечего было. А про «финансовые подушки» и речи не было. Мои родители ничего не копили на «черный день». Жили одним днем, ведь до кризисного момента у нас всего было вдоволь. В общем, тот период на меня наложил серьезные ограничения и тревожность в моей голове, — говорит минчанка Елена, 43 года. — Я до сих пор живу по принципу нужно много работать. Хотя сегодня уже есть своя квартира, на которую мы с супругом заработали самостоятельно, накапливая средства многие годы. Есть «финансовая подушка» на пару лет. Есть даже стабильная, хоть и не сильно оплачиваемая работа. Но видимо фактор низкого ежемесячного финансового дохода формирует во мне повышенную тревожность, которую судя по симптомам можно сопоставить с финансовой дисморфией. Думаю, стоит задуматься и разобраться с этой проблемой.

— Вообще, до 50 лет я с такой проблемой даже и не сталкивался. Хотя при этом и семья, и ребенок есть, а значит повышенный уровень ответственности к любым ситуациям имеется. Но вот последние три года пребываю в некотором финансовом коматозе, потому что по всем фронтам никаких положительных перспектив пока не видно. Заказов можно сказать нет совсем. А прямо сейчас нужно отдавать кучу кредитов платить налоги за прошлый год и непонятно откуда всё это можно взять. При этом мой возраст, проблемы со здоровьем и особенности в образовании не позволяют найти подходящую работу в найме. Судя по всему, ситуация такая, что диагноз либо прямо сейчас, либо в будущем мне обеспечен, — комментирует Алексей, 51 год.

— Ничего особенного по этому поводу не скажу. С детства знаю, что деньги надо беречь, и не совершать необдуманных спонтанных покупок, иногда даже ненужных вещей. Доход мой не высокий. Примерно 1000-1400 рублей в месяц. Живу в свои 40 лет пока еще в родительской квартире. Видимо поэтому тревожности не ощущаю, — ответила Кристина, 40 лет.

Мне уже 46 и больше четверти века я работаю учителем английского языка. Условия работы непростые, однако менять что-либо боюсь ведь это хоть какая-то надежда на стабильный заработок пусть и небольшой. Никогда не замечала за собой желания «сорить» деньгами. Живу по средствам. Не думаю, что подверглась финансовой дисформии, — говорит Ирина, 46 лет.

— Во времена тотальной приватизации и льготных кредитов смогла купить вторую квартиру, и ещё одна квартира досталась в наследство от умершей матери. В итоге долгое время сдавала две квартиры, чтобы это было прекрасным дополнением к заработку, который позволял делать накопления. Теперь обе дочери подросли одна из них переехала в одну из квартир, а вторая живёт с мужем на его жилплощади, , — ответила Валентина Алексеевна, 69 лет. — Получается, то одну квартиру всё ещё сдаю и это до сих пор является неплохой прибавкой к пенсии. Слава богу, что голодать или в чём-то нуждаться нам пока не приходится, но и желания транжирить деньгами никогда не было.

— В детстве нам внушали, что разговоры о деньгах — нечто запретное. Хвастаться нельзя, можно только прибедняться. У людей моего поколения эта привычка неискоренима и по сей день. Зачастую она у многих блокирует денежные потоки. Деньги — это энергия. Если постоянно думать о своей финансовой несостоятельности, необоснованно или обоснованно бояться денежных потерь или, имея хороший заработок, прибедняться, то, в принципе, финансового благополучия и не случится. Деньги появляются там, где им рады, где здоровая обстановка. К ним нужно относиться уважительно, с почтением. Но и важно знать меру своей привязанности к «презренному металлу». Во всём и всегда важен здоровый баланс, — советует Людмила Борисовна, 51 год.

— Я родилась в малообеспеченной семье. Всю мою детскую жизнь я помню крайне тяжёлое финансовое положение, временами не было денег даже на хлеб. Родители постоянно брали в долг или кредиты, что ещё больше ухудшало положение. Как только я попала в социум, стала замечать, что многие обеспечены сильно лучше, чем я, что развивало во мне много комплексов. Сформировавшиеся комплексы сильно мне портили жизнь во всех сферах, и любое достижение для меня было вызовом самой себе. А все потому, что я не хотела жить так, как мои родители, и старалась добиться большего. Я до сих пор чувствую свою неполноценность, сильную неуверенность в себе и не могу остановиться, работая на износ, чтобы не оказаться в финансовой яме, — сетует Светлана, 32 года. — А так как я до сих пор не обзавелась собственным жильем и не имею поддержки от кого-либо, то чувствую нестабильность и не позволяю себе расслабиться. Постоянный стресс, который я испытываю в связи с этим, уже сказывается в последнее время на моем здоровье. Я не знаю чрезмерный ли у меня страх нехватки денег или объективный в силу сложившихся обстоятельств, но я задумалась над тем, чтобы снизить свой уровень стресса, связанный с финансовым положением и найти выход из этой, казалось бы, безвыходной ситуации.

Комментарий психолога о диагнозе финансовая дисформия:

По сути, деньги – это способ коммуникации и обмена. Они несут свою пользу, но в то же время из-за тех же денег можно получать и достаточно вреда. Если анализировать два примера финансовой дисморфии, когда для одного денег слишком мало, а для другого наоборот, слишком много, то копнув глубже мы можем с большой вероятностью обнаружить дисфункциональные убеждения. То есть человек распоряжается деньгами подобным образом, для реализации своих более глубинных потребностей. У кого-то прошлый финансовый опыт был весьма бедный, и он сейчас пытается компенсировать то, чего не хватало. Кто-то использует модель поведения «транжиры» для привлечения внимания других людей, близких и не очень, чтобы получить некое одобрение, принятие и признание. Поэтому в любом случае при финансовой дисморфии нужно смотреть глубже, для чего человек это делает. Ведь деньги – это один из способов удовлетворения потребностей (не только физиологических). Если Вы заметили подобное поведение у себя, попробуйте проанализировать, для чего Вам это нужно, что за этим стоит. Если не удается самим, то обратитесь к соответствующему специалисту для совместного исследования, — говорит Владислав Лобанович, психолог-консультант в методе КПТ, член Белорусского общества когнитивно-поведенческой терапии (БОКПТ).

По информации от Bloomberg, явление, известное как «дисморфия финансов», может стать причиной неправильных экономических решений у людей.

Симптомы финансовой дисморфии

  • Боязнь расходования средств, вплоть до необходимых для жизни покупок.
  • Зацикливание на процессе сбережения денег, без чувства радости от увеличения капитала.
  • Импульсивные покупки и накопление задолженностей, что вызывает чувство стыда.

Взрослое поколение, то есть люди, родившиеся в 1962–1981 годах, также могут подвергаться финансовой дисморфии, особенно в условиях нестабильности и кризиса. Однако, по сравнению с молодыми поколениями (сегодня их называют миллениалы и зумеры), взрослое поколение имеет больше опыта и знаний в управлении своими финансами, а также больше ресурсов для справления со стрессом. Взрослое поколение также менее подвержено влиянию социальных сетей и сравнению себя с другими людьми по финансовому критерию. В то же время, молодые люди выражают сомнения в возможности сбережения достаточной суммы для крупных покупок, например, квартиры, путём регулярного откладывания небольших сумм денег. Такой подход одобрили 51% опрошенных, в то время как другие уверены, что накопления возможны лишь при откладывании значительных сумм.

Миллениалы, или поколение Y, — это люди родившиеся в 1982–1995 годах, поколение Z — в 1995–2010 годах. Также выделяют беби-бумеров (1943–1961) и поколение Х (1962–1981).

Для того, чтобы избежать или преодолеть финансовую дисморфию, необходимо научиться правильно относиться к деньгам и использовать их в соответствии со своими реальными потребностями и ценностями. Также полезно обращаться за помощью к специалистам, например, финансовым консультантам или психологам, чтобы справится с проблемой, если у вас она появилась.

Финансовая дисморфия — это искаженное восприятие своего финансового положения, которое не соответствует реальности. Человек, страдающий от финансовой дисморфии, может постоянно переживать о том, что у него не хватает денег, даже если он имеет достаточный доход и сбережения. Или, наоборот, он может тратить деньги бездумно и накапливать долги, думая, что он богат и успешен. В обоих случаях человек не получает удовольствия от своих финансов и не может рационально управлять ими.

Сложность ситуации усугубляется постоянным потоком информации, который с одной стороны акцентирует внимание на высоких затратах на приобретение жилья или воспитание детей, а с другой — демонстрирует в социальных сетях роскошный образ жизни отдельных индивидов. Это порождает опасения относительно нехватки средств и стремление к обогащению.

Эксперты утверждают, что фиксация на финансах может серьезно сказаться на эмоциональном благополучии и отрицательно повлиять на другие аспекты жизни, включая общее качество жизни. Именно поэтому, если вы зафиксировала у себя один из нижеперечисленных симптомов, то следует подумать как можно самостоятельно себе помочь.