Вкусная неделя с кафе и ресторанами Бреста!

«Максималистка» Батырева. История человека, которой музыкальный Брест обязан многим

14.01.2019 02:53
Общество

Человек не от мира сего, а от мира музыки. Это определение напрашивается по отношению к заслуженному деятелю искусств РБ Лилии Батыревой, когда она с несгибаемым упорством идет на задел очередного витка фестиваля «Январские музыкальные вечера». Пошел уже 31-й год с тех пор, как Лилия Григорьевна ввязалась в эту «драку», увенчавшуюся всеобщим признанием и востребованностью.

За ценой не постоим

А ведь на первых порах затея казалась чистым донкихотством. От предложений ходившей по кабинетам музыкантши иные чиновники отмахивались с раздражением, и двигать идею в массы Батыревой приходилось где нажимом, где унижением, и очень часто - изрядной нервотрепкой. Но музыка все равно побеждала, ведь среди всех прочих ценностей жизни именно она для этой женщины главный смысл и ориентир.

И - чтобы никаких компромиссов! Все у нее должно быть по-настоящему, начиная от чисто классического репертуара до высокого профессионализма исполнителей. В плане отбора кандидатов на участие в фестивале организаторша уже и сама может отнестись к некоторым коллегам жестко, особенно если те не отличаются скромностью и выдвигают к принимающей стороне завышенные требования.

Как и все мы, живущие в этом бренном мире, Лилия Григорьевна судит по себе. Она способна навскидку привести массу примеров из своей профессиональной биографии, в которой культурой и искусством было естественно заниматься по зову души почти на голом энтузиазме. Так было, например, в советское время, когда стараниями Лилии Батыревой в городе не за страх, а за совесть функционировал народный университет культуры. В нем были задействованы все направления творчества: художественное, танцевальное, музыкальное, литературное и др. Будучи ректором этой просветительской организации и возглавляя ее музыкальное крыло, Батырева устраивала в Бресте концерты многих знаменитых мэтров, что и стало прообразом ее дальнейшей, уже фестивальной деятельности.

Навстречу призванию

Многое-многое в бескомпромиссном характере собирательницы муз сформировалось под влиянием послевоенного народного энтузиазма. Девочка окунулась в героический Брест в 1944 году, когда семья переместилась в город над Бугом из разрушенного Минска. Вспоминает, как переселенцам удалось заселиться в их первое жилище в пострадавшем от снаряда доме на углу улиц Советских Пограничников и Свердлова. Выбитые окна жильцы забили фанерой, новогоднюю елку устанавливали прямо в грунт земляного пола... Однако, вспоминает Лилия Григорьевна, в людях не было никакого уныния, все улыбались, жили на подъеме. Дети с воодушевлением бегали в ближайший кинотеатр и взахлеб смотрели шедевры кинематографа, и тяга к искусству была важным моторчиком Лилиной жизни.

Проходя с мамой мимо музыкальной школы, которая размещалась на ул. Пушкинской в здании нынешнего российского консульства (в 80-е горкома партии), девочка замерла от доносящихся звуков и уговорила маму зайти внутрь и записать абитуриентку на поступление. Так начинался ее путь профессионального музыканта, который в дальнейшем оказал такое существенное влияние на культурную жизнь Бреста.

Еще будучи студенткой Брестского музыкального училища, Лилия Батырева была принята на работу преподавателем детской музыкальной школы, а затем и допущена к обучению студентов. После училища молодая пианистка успешно закончила и Белорусскую государственную консерваторию им. Луначарского. Муж Лилии Григорьевны был военным офицером, и некоторое время ей приходилось проживать по месту его службы в Германии.

В свете софитов

Почетный гражданин Бреста, обладатель медали Франциска Скорины, Лилия Батырева жалеет только о двух своих упущениях. О том, что в свое время отказалась от предлагаемой ей должности директора областной филармонии, и о том, что не пошла навстречу предложению Евгения Евтушенко написать книгу о ее жизни.

Воистину, в этой длинной биографии накопились неисчерпаемые меньшим масштабом впечатления. Лилия Григорьевна удостоилась довольно близкой дружбы с большим музыкантом Святославом Рихтером, который бывал в Бресте (и проездом, и с концертами) целых 18 раз. Обожающая его брестчанка вспоминает, как готовила ему маринованные белые грибы и торт «Наполеон», старалась читать те же книги, что читает он, чтобы поддерживать разговор на должном уровне.

Тесное общение связывает брестскую поклонницу и со знаменитым пианистом Игорем Оловниковым. Кто-кто, а Батырева ценить талантливых людей умеет. Сегодня она озабочена идеей обозначить в городе памятными знаками места пребывания многочисленных знаменитостей, которые гостили или выступали в Бресте: Святослава Рихтера, Евгения Евтушенко, Владимира Высоцкого, Елены Образцовой и т.д.

О себе Лилия Батырева говорит: «Я максималистка». К сегодняшней общественной обстановке у нее есть целый пакет предложений: о том, как лучше обустроить улицу Советскую и центр в целом, о необходимости вернуть учебным заведениям прежние отечественные наименования, о предоставлении одного из исторических зданий в распоряжение музыкального общества, о бережном отношении к мемориальному статусу Брестской крепости и т.п.

Место в жизни

А к своей частной жизни у этой женщины пристрастности не наблюдается. В небольшой комнате ее скромной квартиры вальяжно расположились лишь два громоздких инструмента: пианино и концертный рояль. Еще из вещей заметен целый шкаф с большой коллекцией фарфоровых собачек. Симпатия к этим животным у хозяйки сознательная: «Собака - лучший друг человека».

В духе довольно аскетичного быта воспитывались и ее двое детей, а внуки уже довольно взрослые и теперь живут отдельно. Наверное, близким людям не хватало внимания всегда занятой мамы и бабушки. Но, с другой стороны - сколько им досталось полезных впечатлений, поводов для вдохновения и восхищения! И, конечно - любви: к жизни, творчеству, прекрасным порывам и высоким материям.

Автор: Тамара Глущенко
Фото: Николая Чеберкуса
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0