В МАРТ предостерегли от покупок на каких-либо презентациях технически сложных товаров.
Недавно Sputnik писал о случае, произошедшем в Кобрине. Пожилая женщина сходила на презентацию товаров для массажа и лишилась 2 тысяч рублей. Спустя несколько дней пенсионерка решила вернуть все купленное, но было уже поздно.
Женщина стала "счастливой обладательницей" массажной накидки за 3970 белорусских рублей. Как выяснилось, в интернете подобный товар стоит чуть более 1000 рублей. Вдобавок к накидке на презентации ей подарили набор ножей и сковородку.
В министерстве антимонопольного регулирования и торговли пояснили, может ли потребитель в таком случае вернуть деньги за товар, купленный в несколько раз дороже рыночной цены.
Есть ряд условий
Как рассказывалось в материале, женщина не смогла вернуть товар продавцам, пока делом не начали заниматься адвокаты. Те углядели, что массажная накидка, о которой шла речь, не является медицинским товаром, ни разу не использовалась, а заводская упаковка сохранена в первозданном виде.
В МАРТ поясняют: защита прав потребителей от возможных злоупотреблений со стороны продавца определена нормами действующего законодательства. Действует закон "О защите прав потребителей", согласно которому потребитель вправе в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара (если более длительный срок не объявлен продавцом) возвратить его в надлежащем качестве.
Продавец не обязан принимать товар обратно только в таких случаях:
- если товар уже был в употреблении;
- его потребительские свойства не сохранены;
- у покупателя нет доказательств приобретения товара у продавца (договор с чеком);
- если товар входит в перечень непродовольственных, не подлежащих обмену и возврату (электрические бытовые машины и приборы, электрические нагревательные приборы, электроинструменты, телерадиотовары, фотоаппараты, часы, компьютеры, планшеты, ноутбуки, бензопилы, швейные машины и так далее).
Вернуть все же можно
Массажная накидка марки "Кенко ТТ-1", которую, немного поспешив, приобрела мама читательницы Sputnik, попадает как раз в категорию "невозвращаемых". Все потому, что товар относится к позиции "Электрические бытовые машины и приборы", которая в свою очередь входит в группу "Электротовары бытовые".
"Таким образом, в общем случае рассматриваемый товар надлежащего качества обмену и возврату не подлежит", – подчеркивают в министерстве.
Однако, добавляют там, если на товар не установлен гарантийный срок, а в техническом паспорте не сделана отметка о дате его продажи, потребитель вправе его вернуть.
Также покупатель может расторгнуть договор в случае не доведения до его всей обязательной информации о товаре – качестве, характеристиках, гарантийном сроке эксплуатации и так далее – и потребовать возвращения денежных средств.
Не спешите покупать на презентациях
В МАРТ акцентируют внимание: если вы приобретаете на каких-либо презентациях технически сложные товары, обратить внимание нужно на следующие вещи:
- инструкцию по эксплуатацию
- наличие гарантийного талона
- общее состояние приобретаемого товара
- сведения об изготовителе, поставщике и сервисных центрах
Также зачастую презентации проводятся и товар реализуется не в том населенном пункте, в котором находится компания продавца. При этом местом возврата товара в договоре купли-продажи указывается только населенный пункт, в котором находится продавец. Для потребителя это означает, что при возврате товара в 14-дневный срок ему придется либо ехать в другой город, либо платить на почте за пересылку возвращаемого товара.
"Как правило, на презентациях потребители считают себя обязанными приобрести презентуемый товар. Однако по законодательству такой обязанности у них нет. Побывав на презентации, вы имеете право уйти без покупки, взять рекламные буклеты, типовой договор и уже дома в спокойной обстановке принять решение о необходимости заключения договора купли-продажи", – прокомментировали в министерстве антимонопольного регулирования и торговли.