Где в Бресте можно сэкономить деньги

Машинист Геннадий ВАСИЛЮК: «Все пути ведут прямо»

21.07.2020 23:14
Общество

Кто из нас не испытывал священного трепета при виде пыхтящего под парами «дальнобойного» поезда? Ну, хоть в детстве, или отправляясь в долгожданное путешествие, или встречая дорогого человека? И тогда сидящий в кабине тепловоза машинист предстает для вас матерым капитаном, связующим берега и судьбы, пишет «Вечерний Брест».

Машинист Геннадий ВАСИЛЮК
Фото Тамары Глущенко

На самом-то деле профессия машиниста локомотива вполне романтическая, но работающие на этом поприще люди предпочитают выделяться совсем другими качествами. В чести прежде всего трезвость, ответственность, дисциплина. Продолжаем знакомить читателей с работой в разных профессиях. Сегодня - крупный план кабины железнодорожного состава, а нашим путеводителем будет машинист первого класса Геннадий Василюк.

Родиться железнодорожником

Мама и тетя у Гены трудились операторами на станции Жабинка, двое его дядек - машинистами поездов. После школы Геннадий без колебаний подался в Гомельское железнодорожное училище и вступил на путь продолжателя путевой традиции. Потом, отслужив два армейских года в ракетных войсках, парень пришел работать в локомотивное депо Бреста.

Однако, сколько бы человек ни учился «в академиях», трудоустройство в кабине тепловоза требует поэтапности. Вначале новичок не меньше двух лет должен проработать помощником машиниста и только потом может претендовать на главное кресло в поезде. Сначала он становится машинистом IV класса, через год сдает экзамен на III класс, через два года - на II-й, и только еще через пару лет имеет шанс получить статус первоклассного аса.

По словам Геннадия Федоровича, в начале рабочих будней ему очень повезло со старшим напарником. Им оказался один из самых уважаемых машинистов Владимир Казанцев, носящий звание Почетного железнодорожника. Наставника, в паре с которым Василюк проработал 11 лет, он вспоминает не только как первоклассного специалиста, но и как Человека с большой буквы.

За свои 33 года путевого служения Геннадий Василюк благополучно прошел все этапы служебного роста, а также удостоился персональных знаков ведомственного признания. Имеет награды за добросовестный труд, а в придачу почетное звание «миллионник». Это веское определение означает, что машинист наездил миллион километров при безаварийной работе.

Смотри в оба

Коль поезда ходят по гладким накатанным рельсам, можно подумать, что не так уж и обременительно управлять этой вагонной цепью... Как насчет откинуться на спинку кресла с телефоном и кофейком?

- Напротив, концентрировать внимание нам приходится на протяжении всей дистанции. Прежде всего, надо строго соблюдать график движения и точность прибытия на любую промежуточную станцию. Определенную заданную скорость мы поддерживаем на каждом перегоне, и нужно учитывать, что от точности курсирования конкретного поезда зависит правильное функционирование всей сети поездов, ведь все завязано в одну систему.

Параллельно требуется следить за исправной работой оборудования внутри локомотива. При необходимости и я, и мой помощник можем устранить небольшие поломки прямо в пути. Машинист ведет поезд, реагирует на сигналы семафоров, следит за переходами, переездами, состоянием путей, а его помощник контролирует порядок в машинном отделении и показатели приборов.

Особая для нас больная тема - железнодорожные переходы и переезды. Наверное, у каждого машиниста есть свои печальные «висяки» из непроизвольных наездов на людей и автомобили, пытавшиеся проскочить перед приближающимся поездом. И что тут можно поделать, если затормозить разогнавшийся состав удается только через тысячу метров после нажатия на «стоп»?

  • Машинист первого класса водит не только пассажирские, но и товарные поезда. Товарняки курсируют не с такой четкой периодичностью, поэтому по мере надобности вести грузовой состав могут вызвать в любое время.
  • Новые модели тепловозов отличаются от старых в том числе комфортностью их эксплуатации. В прежних кабинах двери были фанерными, и шум стоял такой, что напарники могли перекликаться только криком.
  • На пенсию машинисту полагается выходить на пять лет раньше, чем другим категориям трудящихся.
  • Независимо от времени года перед отправкой в рейс кроме топлива и воды в тепловоз загружается и песок. По мере необходимости этот материал сыплется на рельсы для лучшего сцепления колес с гладким металлом.

Машинист Геннадий ВАСИЛЮК

Ничего лишнего

Не стоит думать, что поезда дальнего следования управляются одной бригадой машинистов до самой конечной станции. На самом деле максимальное пребывание в пути у локомотивной бригады ограничено 12 часами. Машинисты Брестского депо ведут составы дальнего следования только до Лунинца или до Минска. Далее эстафету принимает бригада следующего перегона. А отработавшие свой этап брестчане отправляются на отдых в ведомственные апартаменты, чтобы через несколько часов со свежими силами повести другой состав, следующий в Брест.

Перед отправкой из депо машинист с помощником осматривают локомотив на предмет полной исправности, как и при передаче поезда следующей бригаде. Перед каждой поездкой экипаж проходит обязательный медицинский осмотр. После отдыха на конечной станции процедура повторяется. Полагается и ежегодное освидетельствование трудовых кадров медкомиссией.

Кстати, укомплектование бригады помощником машиниста проходит через заключение специалиста о психологической совместимости. Команда формируется с помощью тестирования. Нынешнего своего помощника, Владимира Бегеля, машинист Василюк ценит за исполнительность и знание дела: «Я могу целиком на него положиться, так же, как и он на меня».

График работы машиниста составляется на основании норматива рабочих часов. Определяется перерыв между выходами на работу не менее 16 часов, оговорены два выходных дня в неделю. Отпуск составляет 39 рабочих дней, плюс определенные добавки за специфику труда. В остальное время у «рулевого» - полная «боевая» готовность.

Дорога как образ жизни

Из плюсов своей профессии Василюк выделяет то, что «люди работают ответственные, шалопаям тут делать нечего, разгильдяйство не проходит. Дисциплина - почти как в армии: на работу вызвали, ты сумку на плечо - пошел. И, кстати, материальная сторона тоже устраивает - на жизнь хватает».

К недостаткам, по словам Геннадия Федоровича, можно отнести скользящий график работы: «Когда, например, у всех праздник, люди собираются и вместе отдыхают, а ты знаешь, что тебе скоро на работу и надо готовиться к поездке, быть в рабочей форме и ждать вызова». Проблема - побыть вместе с семьей, проводить время с детьми.

А вообще - все компенсируется радостью от ощущения своей полезности, успешного преодоления дорожных превратностей, бесперебойного поддержания общего благополучия. Кстати, в нерельсовом формате Василюк предпочитает участвовать в дорожном движении в роли пешехода. Например, на работу в район центрального ж/д вокзала машинист добирается преимущественно пешком, «потому что работа сидячая, а ходить полезно». И этот путь с Партизанского проспекта у пешехода со стажем занимает больше часа. Геннадия Федоровича это не обременяет, ведь дорога как образ жизни - его стихия.

Автор: Тамара Глущенко
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей