Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

16.11.2022 20:07
Общество

Камчатка для белорусов остается неизведанным краем. Из географии знаем, что это на «краю земли» и там очень холодно. Вот, собственно, и все. Ну, еще можем вспомнить про красную икру и разнообразие морской рыбы… Брестчанка Екатерина БАСАЛАЙ, научный сотрудник Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси, в минувшем году покорила Арктику, а недавно побывала и на известном полуострове в северо-восточной части России. Впечатлениями поделилась с журналистом «Вечерки».

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

…Молодая ученая показывает веселые листовки «Как не поссориться с медведем, или Полезные советы для путешественников и жителей Камчатки». Шутки шутками, но «мишки» – это не только потешно, но и опасно. Ведь участники за 21 день сталкивались с многими камчатскими обитателями суши и моря. А еще предметом пристального внимания стали вулканы. Их здесь много. Потухших и действующих.

В пяти метрах от Тихого океана

Международная исследовательская экспедиция называлась «Камчатка: северо-западное огненное кольцо». В ней принял участие 21 человек из таких стран, как Беларусь, Армения, Египет, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Сербия, Таджикистан. Были также представители ООН. Молодые экологи, биологи, географы, геологи от 25 до 35 лет общались на английском языке.

Екатерина добиралась просто: из Бреста в Минск на поезде, потом в Москву на самолете. Затем из столицы России в Петропавловск-Камчатский еще 8 часов лета…

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

– В итоге попали в другой мир с разницей в 9 часов, преодолев 7290 километров, – рассказывает Екатерина. – В экспедиции работали две группы: «Морская» (водная) и «Авачинская» (горная). Проводили комплексное обследование участков территорий и акваторий Камчатского полуострова. Цель – выявить ценные природно-территориальные комплексы, изучить возможности создания новых заповедников, карбоновых полигонов, развития экологического туризма. Было очень интересно!

Сразу отметим: икру продегустировали. На рынке ее продают по цене около 5 тысяч за кило (200 белорусских рублей). Цены высокие. В том числе на белорусскую молочку. Немало продукции из Бреста и Кобрина (молоко, сырки); курсируют белорусские автобусы.

Большого холода не было. В то же время погода на Камчатке переменчивая. Ученым пришлось побывать в разных условиях: от яркого солнца до пронизывающего ветра. На пляжах – черный песок вулканического происхождения. Когда яркое солнце, стоять на нем невозможно, обжигает ноги. В пяти метрах вода в океане ледяная… Пережили бури и штормовые предупреждения от МЧС. Иногда приходилось ловить… палатки или держать их руками и ногами. Тем не менее, поставленные задачи выполнили.

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

Выдры, тюлени, птичьи базары…

Сначала участники «Морской» группы жили на Халактырском пляже в палатках. Это побережье Тихого океана вблизи Петропавловска-Камчатского. По сути никакой инфраструктуры нет. Еду готовили на костре. Из эстетики – серфингисты, которые заканчивали сезон. Словно напоминание о тепле и море, увлечениях, которые приносят удовольствие.

Вскоре переселились на судно и работали в бухте Большая Саранная. В бухту впадает небольшая река, которая вытекает из озера Саранное. А оно в свою очередь является крупнейшим нерестилищем лососевых пород рыб. На нерест в озеро поднимаются горбуша, кета, нерка, кижуч. В северной части бухта граничит с лежбищем морских млекопитающих. А от них глаз не оторвать: кольчатые нерпы и сивучи (тюлени), каланы (морские выдры). Устраивают птичьи базары чайки, орланы, кайры, моевки.

– И если в первый день было «вау!», то потом плавающие на спинке выдры и тюлени уже не были таким открытием и восторгом, – говорит брестчанка. – Мы погрузились в работу.

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

Подгруппа, в которой была Екатерина, вела исследования из лодки. С помощью специального оборудования отбирали образцы воды и донных отложений, измеряли температуру поверхности воды и в глубинных слоях. Отправляли пробы в Москву. Пользовались батометром и эхолотом, диском Секки, строили карты глубин, температуры и прозрачности. Интересовали также данные по содержанию углекислого газа в воде.

Евражки и бурые медведи

Вторая подгруппа отбирала пробы почв на берегу, описывала ландшафты, растения и животный мир. Этих ребят сопровождал один из организаторов экспедиции с оружием. Ведь на полуострове много опасных хищников. Участники записали видео медведицы с двумя медвежатами.

Было также восхождение на горный массив Вачкажец. Его удаленность от города – 80 километров. Самое высокое место в этой горной гряде – гора Вачкажец, 1556 метров над уровнем моря. Горный массив является памятником природы и включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Камчатского края. Здесь приветствовали евражки. Это камчатские берингийские суслики. Таких можно встретить почти у любого вулкана Камчатки. Зверьки не боятся людей, попрошайничают, воруют еду из тарелок.

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

Поездка запомнится также знакомством с обычаями и традициями коренных малочисленных народов Камчатки – эвенов, ительменов и алеутов. А еще посещением вулканариума и возможностью потрогать пепел самых разных извержений. Это останется в памяти надолго, как и долгожданное приземление в Москве.

Для чего все это нужно?

– Самое главное, что дают такие экспедиции, – это опыт и полезные контакты, – итожит брестчанка. – Мы обобщили предварительные результаты исследований, доложили их на Всероссийском молодежном экологическом форуме «Экосистема». Можем продолжать совместные проекты в том числе в Беларуси. Тем более, что все люди надежные, проверенные полевыми условиями Камчатки.

Медвежий угол. Брестчанка три недели вела исследования на Камчатке и повидала то, что здесь кажется экстремальной экзотикой

Одна из глобальных задач молодых ученых – возможность создания на российском Камчатском полуострове карбонового полигона. К слову, в Беларуси такового пока нет. Его организацию предусматривает один из пунктов союзной программы в 2023 году. Такая площадка предназначена для мониторинга в атмосфере вредных газов, которые негативно влияют на климат. Это территория с уникальной экосистемой, где исследователи из университетов и научных организаций проводят мониторинг парниковых газов, разрабатывают и испытывают технологии контроля углеродного баланса, берут пробы почв и т.д. Все это важно для проблемы изменения климата, актуальной во всех странах.

И еще ремарка. Участники путешествия на Камчатку удивились чистоте полуострова, практически нигде не обнаружили мусора. Туристы также тщательно убирают за собой. Сложилось впечатление нетронутого человеческой рукой первозданного края. Впрочем, при его площади в 2,5 Беларуси людей там живет меньше, чем в Бресте. А вот популяция бурых медведей одна из самых крупных в мире.

P.S. Екатерина Басалай благодарит Российский центр науки и культуры в Бресте, лично руководителя специальных проектов РОО «Русское общество» Сергея Жукова за помощь в организации поездки.