Казалось бы, многие рукастые механики покидают легальный рынок и превращаются в простых слесарей-гаражников, исчезающих в тени, пытающихся наживаться на доверчивых клиентах. Однако есть мастера, которые официально трудятся на СТО и не спешат уходить на вольные хлеба. Сегодняшний герой Евгений (имя изменено) как раз из таких. Он уже не первый год работает в автосервисах. Молодой человек рассказал сайту Av.by про будни механика, реальные заработки, обман хитрых слесарей и жадность постоянных клиентов.
Фото: Елена Дорошкевич, Av.by
Не хочу в гараж!
— Евгений, расскажите немного о себе. Когда и почему переключились на ремонт машин? Как осваивали матчасть?
— Моё детство проходило иначе, чем у нынешнего поколения, которое безвылазно сидит в телефонах. С ранних лет интересовался машинами, а после школы захотел отучиться на механика, поступил в колледж и спустя три года получил диплом. Меня взяли на небольшую СТО, где я три месяца бесплатно стажировался. Если видят, что ты умеешь крутить гайки, то оставляют, нет — берут другого. Раньше так было, а сейчас сразу оформляют и выдают зарплату.
Начинал с мелочовки вроде замены масла, фильтров, колодок. Одно дело — учёба в колледже, совсем другое — реальные навыки: они нарабатывались уже по ходу дела, в ремзоне. Да и это же не гараж, где ты варишься в собственном соку, — тебя, молодого слесаря, научат и регулировать клапаны, и выпрессовывать ступичный подшипник, а не выдалбливать его молотком и зубилом. Крупных «косяков» за собой не припомню. Ну, может, какую трубку сломал, а так всегда рядом есть люди, которые подскажут и покажут, что да как. Спустя год потихоньку стал заниматься более серьёзными вещами — например, заменой частей в моторе, раздаточной коробке или рулевой рейке.
— Вы работаете официально по найму? Не возникало мыслей перебраться в гараж и крутить гайки там, чтобы ни от кого не зависеть?
— Честно говоря, нет. Как-то привыкаешь находиться в коллективе. Одному сидеть в гараже с утра до вечера — такое себе развлечение. Вы думаете, там золотые горы? Сомневаюсь… Первое место работы покинул через два года. Во многом потому, что ребята из колледжа, с которыми мы дружили и вместе трудились, разбрелись кто куда: одни подались торговать на рынке запчастями, другие взялись за полировку/химчистку. Несколько парней работают на экспресс-замене масла и фильтров, а я ушёл на другую СТО.
«Пришлось гуглить, чтобы понять, как поменять масляный фильтр в Maserati»
— Чем занимаетесь сегодня? Какие машины и с какими неисправностями к вам приезжают чаще всего?
— Процентов 75 — это починка моторов: ремонт цепных приводов, фазовращателей, устранение течи масляного стакана, генератора. Бывает мелочовка вроде переуплотнения сальников, замены ремня, роликов, натяжителя, насоса ГУР. Само собой, делаю и обычные процедуры по замене масла, фильтров, снятию рейки или пневмобаллона. У нас есть технологи, которые видят, что у тебя получается лучше всего, и обучают. Остальное — практика.
Со временем я больше погрузился в ремонт моторов, преимущественно Mercedes. К нам даже как-то заезжал Maybach на замену масла, а ещё запомнился один Maserati. Владелец просил заменить фильтры, диски, колодки. Когда открыл капот, не сразу понял, где находится масляный фильтр. Пришлось гуглить, чтобы разобраться, как его поменять.
— За какие процедуры стоит браться, чтобы заработать больше? А какие, наоборот, лучше сбагрить новичку?
— Лучше заниматься несколькими крупными агрегатами целый месяц, чем отвлекаться на мелочь. Так будет прибыльнее. За ремонт одного двигателя механик может получить в среднем 400—500 рублей. Поменять пять моторов за месяц легко — с учётом того, что ты будешь работать, а не чаи гонять или ходить курить. Мне это по душе, потому что уже набита рука. Один раз ремонтировал мотор в Mercedes W221 из-за задиров в цилиндрах — поднял около 800 рублей за 60 часов труда.
— Можно ли заработать только на экспресс-замене масла и фильтров?
— За такие услуги механик получает на руки 25—30 рублей. Поэтому надо обслужить 50—60 машин, чтобы выручить копейку. Хотя дело лёгкое — можно с сигаретой в одной руке справиться. Иногда колупаешься в этих моторах, а потом так надоест, что хочется временно переключиться на мелочовку. А вот заниматься гидроподвеской никто не любит: там же всё течёт и ты целый день ходишь с головы до ног в масле.
Замена масла в коробке — тоже работа не из самых приятных. Иногда неохота менять те же свечи, особенно в жару, когда возле мотора чувствуются все 50 градусов. Лучше возиться с дисками и колодками, чем ковыряться под капотом. Правда, чаще выбирать не приходится: мастер даст задание — выполняешь. Чтобы никто не обижался, стараются распределять нагрузку так, чтобы один и тот же человек не сидел постоянно на замене масла.
«Если с работой попрёт, то на руки получишь 3 500 рублей»
— Как оплачивается труд механика? Оклад, проценты? Сколько машин надо отремонтировать в месяц, чтобы хватало на жизнь? Какие максимальные суммы выходили за 30 дней работы?
— Самое прибыльное занятие у электриков. Это узкий профиль, связанный с диагностикой и сложным ремонтом. Механики же получают 35—40% с каждой машины. Сколько сделал, столько и приобрёл. Фиксированный оклад тоже есть — это 500—550 рублей. Если загрузка станции минимальная или механик с утра до вечера бездельничает, то он принесёт домой 1 100 рублей, а если с работой попрёт, то в расчётнике можно увидеть и 3 000—3 800 BYN.
График нормальный — два через два, с 8 утра и до 20:00. Есть бесплатный кофе или чай, а вот питание каждый организует себе сам: кто-то приносит ссобойки, кто-то заказывает шаурму или пиццу. На некоторых станциях бывает строго: опоздал на 15 минут — сразу штраф. У нас такого нет — адекватное руководство, которое пойдёт навстречу, если ты заболел или тебе надо отвезти ребёнка в поликлинику. На станции периодически наводят порядок, выдают четыре спецовки — это вам не какой-нибудь гараж!
— Какова проходимость машин через станцию?
— Поглядите вокруг: она явно не пустует. Всего девять подъёмников, в том числе два грузовых, и один стенд для развала-схождения. Точно не скажу, но навскидку — 500—700 авто в месяц к нам заезжает.
«Устранил якобы течь масла за 700 рублей, а по факту помыл мотор»
— Расскажите про способы обмана автовладельцев на СТО. Как обычно «нагревают» людей, накручивают ценник, подменяют запчасти?
— Чаще всего могут приписывать ненужные работы и взвинчивать цены — этим грешат как гаражники, так и официальные станции. У нас не берут что-то из головы: стоимость услуг выставляется исходя из нормативов трудоёмкости, где указаны тип процедуры и время, которое она занимает. Директор контролирует, чтобы его автослесари не выполняли «лишнее». А вообще, обманывают и хитрят на станциях как угодно: подменяют деталь, ставят б/у вместо новой или вообще забирают что-то себе. Навязывают так называемые допуслуги: «А давайте сделаем ещё это и вот это». Такое часто прокатывает.
Думаю, многие читали в интернете страшилки про замену масла: могут недолить его, подменить, залить отработку или же вообще сделать микс — смешать 0,5 л слитого с одного автомобиля и столько же с другого. Возможно, это и правда. Реально даже придумать псевдополомку. Например, меняют дроссельную заслонку, потому что якобы она подклинивает, или говорят, мол, у вас течь масла. Вы платите 700 рублей за устранение течи, а по факту там ничего нет и ушлый мастер просто помыл мотор. Не сказал бы, что подобное происходит на каждом шагу: люди ведь сейчас тоже не дурачки и выбирают более-менее нормальный сервис, а не гараж дяди Васи.
— В интернете мелькала история о том, как один мужчина приехал из областного центра в Минск, так как у него «затроило» в моторе. Завёз машину к «официалам», через пару часов его пригласили в цех. Завели авто — появился непонятный стук. На СТО стали уверять, что необходимо перебирать двигатель, а это минус пара тысяч долларов. Человек доставил машину на эвакуаторе в небольшой городок, там ребята из гаражей всё разобрали и нашли шарики от подшипника. Понятное дело, сами они туда попасть не могли. Магнитом все шарики достали, поменяли какой-то датчик, разобрались — автомобиль заработал. Всё обошлось в 100 долларов.
— Ну, такую историю ещё надо постараться придумать! А почему этот человек не стал устранять стук на СТО? Они должны были разобрать движок и назвать причину шума. Как-то не очень верится…
— Бывает, даже разъезжают на авто заказчиков…
— А вот в это поверю! Товарищ рассказывал, как на одной мойке администратор захотел покататься на клиентской тачке и в итоге ударил её в столб. Человека уволили, а деньги он до сих пор должен. Но с большего это малолетки, которые хотят повыделываться, показать, какие они крутые.
Идеальный клиент — тот, кто приехал, оставил авто, забрал через неделю
— Случались ли конфликты с заказчиками? Бывает ли, что слесарь предлагает выполнить работу по разному прайсу? Если через кассу, то выйдет на 20—30 рублей дороже, а если минуя кассовый аппарат, то, следовательно, дешевле на эту сумму...
— Такого у нас точно нет. Тем более в основном люди платят по безналу. Наличные деньги мало кто вносит в кассу. А вот жалуются везде, в том числе и у нас. Допустим, кому-то не нравится, что руль криво стоит после развала-схождения, а кого-то возмущает, когда бирку забыли повесить после замены масла. Люди ведь разные. Чаще всего ругаются из-за сроков, мол, вы обещали сделать в такое-то время, а задержали машину на пару часов. Это обычная история.
— Клиенты приезжают со своими деталями?
— Мало кто приносит на сервис мешок собственных материалов. Понятное дело: если заказчик или его знакомый работает на запчастях, то какой смысл переплачивать? Случается, привозят китайский ширпотреб, например расходомер фирмы Patron, а бывает, что попадаются и хорошие аналоги или даже оригинал. Но все автовладельцы гонятся за ценой: в первом случае это будет 100 рублей, а во втором — 600. Им не важно, на сколько лет хватит того расходомера!
А так большинство клиентов покупают запчасти через нас. Однако вот что замечал: часто просят показать старую деталь. Это больше касается датчиков распредвала, коленвала или сажевого фильтра. Людям интересно знать, почему произошла поломка. Если вы думаете, что богатые автовладельцы сорят деньгами, то ошибаетесь: они больше других считают суммы! Ты называешь им свою цену, а они отвечают, дескать, в Москве видели аналогичную деталь дешевле. А вообще, многие экономят. Такие нынче времена.
— Какой клиент, по-вашему, идеальный?
— Вот завтра приедет один мой знакомый. Он оставляет машину, ему говоришь, мол, забирай её на следующий день. А ему всё равно — появляется через неделю и не парится. Вот бы все были такие же. Больше всего раздражает, когда люди почитают интернет, а потом умничают: «А что тут делать? Раз, два — и готово!» Так зачем они приезжают на сервис, если это всё настолько легко и быстро?
Какой гараж? Нас и здесь неплохо кормят!
— Как вы думаете, много ли механиков работает в тени, чтобы не платить налоги?
— Даже не знаю. Хотел бы сказать о другом: вот людей подкупают невысокие цены гаражников и возможность «договориться». А какая у них ответственность? Мы же отвечаем за проделанные нами процедуры: выдаём акт выполненных работ, чек. Плюс на станции имеется сертифицированное оборудование. Сомневаюсь, что каждый гаражник закупает дорогостоящие инструменты и подъёмники.
— Кто-то проходит неплохой карьерный путь у «официалов», другие хорошо себя чувствуют в гаражных сервисах. Почему вы выбрали всё-таки СТО?
— Гараж меня никогда не прельщал — сидишь себе один в грязи и перебиваешься случайными заказами. Хотя кому-то так проще. У меня есть знакомые ребята, которые работают у дилера. Ресепшен, солидная обстановка — это элементы «красивой» жизни.
Может, там условия получше да машины поновее. А так каких-то других отличий от эстэошки не вижу. Пока на сегодня у меня нет желания что-то менять. Здесь хороший коллектив, есть работа, достойная, как по мне, зарплата. А что ещё нужно для счастья?