Brobike.by | Новый магазин мототехники и экипировки в Бресте

Меньше трети всех зарегистрированных на Брестчине автомобилей смогли пройти техосмотр. Остальным ждать «письма счастья»?

19.11.2021 01:49
Транспорт

После того, как дорожную пошлину отвязали от прохождения техосмотра и передали в ведение Министерства по налогам и сборам, на станциях диагностики клиентов стало намного больше, пишет «Вечерний Брест».

БелФранСервис

Практика показала: белорусы не прочь проверить свое авто на возможные проблемы, но против директивного навязывания. Сейчас вопрос «ехать или не ехать на техосмотр» – сугубо добровольный. Язык цифр говорит следующее: за январь-октябрь нынешнего года в области было выдано 237 448 допусков к участию в дорожном движении. За весь прошлый год – лишь 114 542. Разница ощутимая. Но специалисты УП «Белтехосмотр» заглядывают и в другой столбец – тот, где отображен процент автомобилей, прошедших техосмотр, от общей массы, зарегистрированной в ГАИ. И если в 2020-м техосмотр имели 12,1%, то в нынешнем его прошли 29,2% – т.е. менее трети от всех зарегистрированных авто. Меж тем, количество машин в области выросло с 801 324-х до 812 285-ти. Ковидный кризис, конечно, налицо (в последние два года прирост невелик), но покупать машины желающим не мешает.

Выходит, менее трети всех зарегистрированных в области автомобилей имеют сегодня подтвержденное право на участие в дорожном движение. А остальные… играют с огнем. Ведь с 1 марта стала действовать новая редакция КоАП, в соответствии с которой появилась возможность выявлять машины без техосмотра посредством камер фотофиксации. И некоторые автовладельцы уже получили подобные «письма счастья». Но поскольку камер в Беларуси много, они ставились в разные годы и имеют, очевидно, разный функционал, массового характера подобная практика не приобрела. Сегодня одно «всевидящее око» может считать наличие техосмотра, а может и не считать. Но в ГАИ активно устраняют этот пробел – и камеры потихоньку унифицируются. А значит, риск получить «письмо счастья» увеличивается.

С камерой нельзя договориться. Как и в случае с «лихачами», она уверенно распознает номер и марку автомобиля, сверяется с базой данных АИС «Белтехосмотр» и передает данные оператору. Тот и выписывает штраф. Если с 1 марта автовладелец не привлекался за отсутствие техосмотра, ему на первый раз прилетит предупреждение. Дальше – уже наказание рублем (0,5 базовой величины и больше). Раньше многие автовладельцы считали так: штраф за отсутствие ТО меньше, чем стоимость самого техосмотра плюс привязанной к нему пошлины – и потому готовы были к «административке». Сейчас же денежной выгоды нет, ведь куда дешевле раз в год заехать на станцию диагностики, чем получить несколько «писем счастья» с постоянными штрафами. Стоит помнить и еще о двух вещах. Штрафы, как и в случае со скоростным режимом, придут именно юридическому владельцу машины, а не тому, кто был за рулем (если это разные люди). Да и информация о привлечении к административной ответственности сохраняется в общей базе правонарушений. И какой-нибудь случайный неоплаченный штраф за отсутствие ТО может сорвать или усложнить, например, вашу поездку на отдых за границу.

Кроме того, с 15 ноября ужесточились и требования для станций диагностики. По закону «О защите персональных данных» все личные сведения о водителях и транспортных средствах, которые прошли техосмотр, будут кодироваться при передаче в общую информационную базу. «Вечерка» поинтересовалась, что это значит на практике и скажется ли на автовладельцах. Заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Брестской области Александр Михнюк разъяснил ситуацию.

– При проведении техосмотра и выдаче разрешения на участие в дорожном движении мы берем у физлиц техпаспорт автомобиля и водительское удостоверения. ФИО владельца, номера документов, номер автомобиля – это и есть персональные данные, которые мы вносим в базу. В соответствии с законом мы не имеем права их разглашать и должны передавать в базу данных по защищенным каналам. С 15 ноября на каждой станции должна быть установлена подсистема криптографической защиты информации и программный софт, защищенный канал связи. Установка оборудования и программного обеспечения требует от диагностических станций определенных денежных вложений, но на автовладельцах эти ужесточения законодательства никак не скажутся. Мы понемногу идем в сторону электронного документооборота. Возможно, в будущем бумажные разрешения на участие транспортного средства в дорожном движении вообще выдаваться не будут. Сейчас мы уже тестируем систему с электронной диагностической картой: водитель проходит линию, инженер собирает данные – исправна машина или нет – и передает их коллегам, работающим на выдаче разрешений. И с бумажной диагностической картой водителю уже бегать не надо – все видно в компьютере. Но даже если в будущем мы перестанем выдавать бумажные разрешения, ограничившись электронными, это вовсе не значит, что водители смогут пренебречь техосмотром: вся информация будет в базе, и за первое отсутствие ТО по-прежнему будет положены предупреждение или штраф до 3 базовых величин, а за повторное нарушение – уже от 2 до 5 базовых, – отметил Александр Михнюк.