Объект обещал стать «изюминкой» формирующегося в этом районе города общественного пространства. Но за четыре года после того, как поменялся хозяин, визуально башня не претерпела изменений. «Вечерний Брест» узнавал: что с проектом?..
Это сооружение в районе старого автовокзала давно не используется по прямому назначению (т. е. не снабжает водой жителей близлежащих домов). В феврале 2017 года оно было приобретено минской компанией «Стратег» за 14 тысяч долларов с целью реконструкции под многофункциональный объект с кафе, торговыми и административными помещениями
Реконструкция водонапорной башни – дело не только интересное, но и архисложное ввиду специфики объекта, особенно если речь идет (как в этом случае) о расположении в историческом центре города. На первом этапе было проведено обследование на несущую способность грунтов в месте расположения, а также прочность железобетонного основания башни. Разработана архитектурная концепция, она согласована с Министерством культуры и получила одобрение городского архитектурно-градостроительного совета.
«Плюс» в том, что при строительстве таких объектов водоснабжения в черте города не сбрасывалась со счетов эстетика: они не должны были выбиваться из сложившейся картины местности. И действительно, башня с архитектурной точки зрения совсем не выглядит Золушкой. Понятно желание архитекторов при проектировании максимально сохранить визуальный и тактильный контакт с существующей башней.
Первоначальный замысел проектировщиков претерпел существенные изменения. В первом варианте все основные элементы размещались внутри башни, с декорированием арочными окнами, чтобы еще больше ее «состарить». В теперешнем решении, предлагаемом к реализации, башня сама по себе остается доминантой, а вокруг нее формируются зоны для объектов различного функционального назначения. Такая задача решается посредством стилобата (пристройки в три этажа, которая увеличивает полезный объем сооружения и придает объекту выразительность и завершенность). При этом на уровне первого этажа вокруг башни остается открытое и просматриваемое общественное пространство.
Внутри башни будут расположены лестницы и лифт. По мнению архитектора проекта Юрия Литвинского, перемещаться в середине и ощущать все необычное пространство гораздо интереснее, чем просто оборудовать там тесные помещения.
Как рассказал корреспонденту «Вечерки» Кирилл Заяц, управляющий ООО «Гостевой дом» (в составе группы компаний «Стратег»), после разработки проекта реконструкции башни камнем преткновения стала… парковка. Как известно, в этом месте, одном из самых оживленных в городе, дефицит парковочных мест ощущается особенно остро. А башня территориально «зажата»: вся полезная площадь составляет менее 300 кв. м.
– ГАИ не согласилась с тем, чтобы использовать для этой цели существующие парковки около башни, как предполагалось ранее, – говорит представитель заказчика. – Было поставлено условие: строительство новой парковки. Но где?.. Сейчас мы и решаем этот вопрос с различными городскими службами. Это должна быть парковка приблизительно на 20 машино-мест с благоустройством и освещением.
Еще одна сложность – организовать в самой башне эвакуационные пути выхода. Увы, геометрию объекта изменить невозможно. Наши проектировщики предлагают решение: лестница и лифт как два независимых эвакуационных пути.
После этого предстоит согласование с рядом городских служб доработанного с учетом изменений проекта. Рассчитываем, при удачном стечении обстоятельств, до конца года представить проект на экспертизу, чтобы в будущем году приступить к строительным работам.