Мобильные операторы Беларуси отчитались о работе в II квартале. Из трех компаний убыточной остается одна — оператор life:), «дочка» турецкой TurkceIl. «МТС Беларусь» на треть смог увеличить чистую прибыль, а A1 Telekom Austria Group (владелец А1) раскрыл операционную прибыль. Office Life посмотрел, как сработали все три сотовых оператора (итоговая информация собрана в сводной таблице).
Фото из открытых источников (иллюстративное)
LIFE:) НАРАСТИЛ ВЫРУЧКУ, НО НЕ ВЫШЕЛ ИЗ УБЫТКОВ
В II квартале 2023 года выручка ЗАО «БеСТ» (мобильного оператора life:)) увеличилась на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 42,6 млн рублей.
За полугодие выручка выросла на 18,5%, до 81,9 млн. Однако компании пришлось отразить чистый убыток в размере 18,1 млн рублей. Напомним, по итогам I квартала 2023 года убыток достигал 9,2 млн рублей.
Как объясняется в отчетности, выручка выросла за счет увеличения трафика передачи данных и увеличения среднего дохода на пользователя (ARPU) на 15% от дополнительных продаж и коррекций цены на услуги. Также позитивное влияние оказало увеличение количества активных абонентов за три месяца на 9%, до 1,2 млн.
«БеСТ» зарегистрировала рентабельность EBITDA на уровне 46,4%, улучшив этот показатель почти на 20 процентных пунктов. Это удалось благодаря снижению затрат на межсетевое соединение.
МТС: МАРЖА ПО ПРИБЫЛИ ЛУЧШАЯ В ГРУППЕ
Белорусский сотовый оператор «МТС» за II квартал увеличил выручку на 15% к уровню II квартала 2022 года, до 384 млн белорусских рублей ($153 млн). В относительном выражении рост выручки белорусской компании оказался лучшим в группе. Для сравнения: «МТС Армения» увеличил выручку на 2,7% к уровню II квартала 2022 года, до 12,9 млрд драмов ($33,4 млн). «МТС Россия» увеличил выручку на 14,5%, до 144,3 млрд российских рублей ($1,5 млрд).
За полугодие белорусская «дочка» МТС увеличила выручку на 11,4% к аналогичному периоду 2022 года, до 763 млн рублей. Основными драйверами роста стали положительная динамика реализации товаров и потребление услуг по передаче голоса и данных.
Чистая прибыль «МТС Беларусь» в II квартале выросла на 35% к II кварталу 2022 года, до 104 млн рублей.
За январь — июнь чистая прибыль компании выросла на 24% к уровню первого полугодия 2022 года, до 207 млн рублей.
Маржа по чистой прибыли в первом полугодии держится на уровне 27%. Для сравнения: в II квартале 2022 года этот показатель был на отметке 23,6%. К слову, у МТС России и Армении маржа по прибыли в два с лишним раза ниже.
А1: РОСТ В СЛОЖНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ
Мобильный оператор А1 в II квартале увеличил выручку на 16% к аналогичному периоду 2022 года, до 350 млн рублей.
Объем EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) у компании вырос почти на 5%, до 155 млн рублей. За полугодие сумма EBITDA оценивается в 311 млн рублей.
В отчете компании А1 говорится, что достижение операционной прибыли было полностью нивелировано более низким финансовым результатом: более высокие процентные ставки увеличили расходы компании. В Беларуси, как и в других странах, цены на услуги А1 росли. Однако государственное ценовое регулирование ограничивает возможность компании корректировать цены.
Бизнес-среду в Беларуси в 2023 году А1 называет сложной. Произошел резкий рост затрат из-за асимметричных тарифов на межсетевое соединение, рост расходов на оплату труда, связанный с инфляцией, более высокий уровень использования сетевых расходов, а также повышение платы за каналы государственного вещания, введенной в II квартале прошлого года.
Динамика курса белорусского рубля против евро оказала негативное влияние на выручку и EBITDA. В итоге выручка в первом полугодии выросла на 13%, до 690 млн рублей, а затраты — на 20%, до 380 млн рублей.
Также на белорусском рынке компания признала обесценение оборудования своей солнечной электростанции в Брагинском районе в размере 3 млн евро.
КАК СРАБОТАЛИ МОБИЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ
Показатель |
life:) |
МТС |
А1 |
---|---|---|---|
Прибыль или убыток |
−18,1 млн рублей |
207 млн рублей |
Операционная прибыль — 71 млн евро (194,3 млн рублей) |
Выручка (рост в % к предыдущему кварталу) |
81,9 млн рублей (22,4%) |
763 млн рублей (15%) |
690 млн рублей (16%) |
Абонентская база |
1,5 млн человек |
5,7 млн человек |
4,9 млн человек |