Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая

14.09.2023 18:17
Общество

Уже второй месяц выпускники вузов, которые учились на бюджете, трудятся на своем первом рабочем месте. И не всегда это место желанное, но за бесплатное образование нужно отработать два года.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Одни воспринимают "распред" как приговор или ссылку, а другие видят в этом возможность получить опыт, чтобы дальше устраивать жизнь, как захотят.

Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева пообщалась с молодыми специалистами нынешнего выпуска и узнала, что они думают о своем первом рабочем месте.

Специальность есть, а вакансий нет?

У Полины Коротцовой редкая профессия – тифлопедагог (специалист по воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения– Sputnik). Таких специалистов готовит педагогический университет имени Максима Танка.

На последнем курсе девушка начала подыскивать место для распределения в Минске. В родной Жлобин Полина возвращаться не хотела, объяснив это тем, что он небольшой, да и в столице жил молодой человек девушки.

Однако найти работу по специальности в столице стало задачкой со звездочкой. По словам выпускницы, в Минске только несколько детских садов и одна школа, где учатся дети с нарушениями зрения и, соответственно, требуются тифлопедагоги. Не найдя подходящей вакансии, Полина решила, что будет работать дефектологом – полученное образование позволяло.

"Еще зимой, перед предварительным распределением я нашла один детский сад в Малиновке, где нужно было работать с детьми с аутизмом. Методику работы с ними мы изучали в университете, поэтому я справилась бы с этим", – рассказала Полина.

Перед итоговым распределением ситуация поменялась в пользу выпускницы – она узнала, что в столичном детском саду № 353 появилось место тифлопедагога. В университете не стали препятствовать тому, чтобы Полина распределилась все-таки по своей специальности.

Много "бумажной" работы

Впечатления от первого месяца у Полины в целом хорошие, но есть свои нюансы. На рабочем месте она обязана находиться четыре часа в день – с 8:00 до 12:00. В это время молодой специалист проводит коррекционные занятия с дошколятами. Но, как признается специалист, редко удается следовать плану.

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
Полина Коротцова © Photo : из личного архива Полины Коротцовой

"В день у меня должно проходить 6-7 коррекционных занятий. Но не всегда возможно реализовать запланированное количество, так как тифлопедагог во всем помогает воспитателю. Например, есть дети, которым необходимо особое внимание даже в повседневных моментах – их нужно одеть, покормить, вывести на улицу. А это требует времени", – отметила собеседница.

Обязательные четыре часа нахождения в саду не предусматривают время на подготовку к занятиям и ведение документации. Этим Полина может заниматься как на работе, так и дома. Признается, что пока ее пугают объемы "бумажной" работы.

"Документация занимает достаточно много времени. Я до конца не поняла еще всех моментов, но уже видела список того, что нужно вести. Понимаю, что это большие объемы, плюс к занятиям еще нужно готовиться", – поделилась молодой специалист.

Зарплаты не хватает на съем жилья

Полина уже успела получить свою первую зарплату за 10 рабочих дней в августе. Вместе с премией, надбавками и подъемными, которые обязательно выплачиваются молодым специалистам, вышло 711 рублей. При этом только за съемную двухкомнатную квартиру вместе с парнем они отдают 300 долларов (около 990 белорусских рублей – Sputnik.)

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
© Photo : из личного архива Полины Коротцовой

"Меня спасает, что молодой человек платит за жилье. Но я тоже планирую подрабатывать – буду делать маникюр девушкам. У меня уже такой опыт есть", – улыбается Полина.

До школы 5 минут, но классы под завязку

Не всем выпускникам вузов удается закрепиться в Минске – кого-то отправляют "подымать" регионы. И даже если студент во время учебы работал по специальности в Минске, это вовсе не дает гарантии того, что его на распределение направят на прежнее место работы. Так получилось у борисовчанки Валерии Швед, выпускницы педагогического университета имени Максима Танка.

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
Валерия Швед © Photo : из личного архива Валерии Швед

"На четвертом курсе я работала по своей специальности учителем истории в одной из столичных школ. Конечно, мне хотелось остаться в Минске. Но в университете сказали, что нужно возвращаться в свои родные города. В принципе меня это устроило, по крайней мере, распределиться в Борисов – лучше, чем поехать в какую-нибудь деревню", – рассказала Валерия.

Девушка отрабатывает распределение в самой новой и современной школе Борисова – № 25. До нее Валерия добирается пешком за пять минут. Жить с родителями борисовчанка не захотела, поэтому с подругой снимает квартиру. Кстати, она тоже учитель истории: девушки вместе учились в одном университете, а теперь работают в одном учреждении образования.

Однако из-за того, что школа находится в микрорайоне, где много молодых семей с детьми, классы заполнены под завязку.

"Первый раз я работаю с такими большими классами. В основном у меня по 28 детей в каждом классе, а всего я обучаю 448 человек. Когда столько учеников на уроке, то приходится громко объяснять тему. Плюс обязательно найдется какой-то неусидчивый ребенок, который отвлекает и мешает вести урок", – признается собеседница.

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
© Photo : из личного архива Валерии Швед

Практически ежедневно у Валерии семь уроков. Вдобавок к этому она еще ведет факультативы, участвует в различных конференциях и диалоговых площадках, а также является классным руководителем пятого класса. По поводу большой нагрузки девушка отшучивается, мол, пока что молодость спасает. При этом Валерия отмечает, что руководство школы всячески помогает адаптироваться и поощряет за активность.

"Если в чем-то задействован, то это все поощряется – школа деньгами не обижает", – заключила Валерия.

Насмешки от коллег

Ангелина Дрозд окончила школу с золотой медалью. Хороший аттестат позволил девушке осуществить свою мечту – поступить в Витебский медуниверситет и стать врачом-хирургом.

В этом году молодой медик начала проходить интернатуру в Витебской областной больнице в отделении хирургической гепатологии и трансплантации, куда поступают пациенты с заболеваниями почек и поджелудочной железы.

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
Ангелина Дрозд © Photo : из личного архива Ангелины Дрозд

"Я очень хотела попасть именно в это отделение. Еще в годы студенчества подрабатывала здесь медсестрой. Получилось себя немного зарекомендовать", – улыбается Ангелина.

Несмотря на хорошую работу в прошлом, получить уважение от нынешних коллег бывает непросто. Так, среди персонала есть те, кто продолжает всячески подтрунивать над молодым специалистом и не воспринимает девушку всерьез. Ангелине приходится ежедневно ломать стереотип о том, что женщина не может быть хорошим хирургом и молодой специалист ничего не умеет.

"Бывало несколько случаев, когда я могла услышать насмешки в свой адрес от младшего медперсонала. Это было из разряда "кого вы себе в помощники выбрали" или "она же девчонка". Такие слова говорили не мне в лицо, а просто в моем присутствии. Конечно, было очень неприятно", – отмечает собеседница.

Первое время пациенты тоже с осторожностью смотрели на Ангелину. По ее словам, они просто не понимали, кто перед ними: то ли медицинская сестра, то ли студент на практике. Она к этому относилась с пониманием, а сейчас такие случаи уже единичны.

Сколько зарабатывает врач-интерн

Первая зарплата Ангелины составила 1077 рублей. По словам молодого доктора, на эти деньги она живет достаточно скромно, и то, если бы не помощь родителей, которые купили ей квартиру, пришлось бы еще больше "завязать пояса".

Молодые специалисты о работе по распределению: денег мало, нагрузка большая
Ангелина Дрозд © Photo : из личного архива Ангелины Дрозд

Большая часть зарплаты уходит у Ангелины на продукты, оплату коммуналки, косметику, транспорт и корм для кота. Несколько раз в месяц она может позволить себе сходить с подружкой в кафе и потратить небольшую сумму на женские процедуры – окрашивание волос и коррекцию бровей.

"Я живу с молодым человеком, и если бы не он, то денег на свои "хотелки" у меня не оставалось бы точно", – улыбается Ангелина.

Девушка очень любит путешествовать, но пока из-за ограниченных финансов не может себе позволить это. Ангелина не скрывает, что при возможности перебралась бы в столицу. Однако осознает, что в Минске большая часть зарплаты уходила бы на съем жилья.

"Я очень люблю Минск, это один из моих любимых городов. Если бы я понимала, что у меня зарплата позволит жить комфортно в Минске, то с удовольствием бы туда переехала. Но, к сожалению, с зарплатой, которую я буду получать в ближайшие пару лет своей работы, не смогу себе позволить там комфортную жизнь: снимать жилье и закрывать свои какие-то "хотелки", – отметила девушка.

Несмотря на некоторые неприятные моменты в работе, Ангелина еще ни разу не разочаровалась в выбранной профессии и энтузиазм помогать людям у нее не пропадает. Особенно радуется девушка, когда удается спасти тяжелых больных.

"Однажды мне посчастливилось побывать ассистентом на трансплантации почки. Операция двухэтапная, сложная и требует огромной подготовки. Но самое интересное, когда человеку на место удаленной почки подсаживают новую и ты видишь, как она на твоих глазах начинает пульсировать, у пациента образуется моча, то есть почка работает. Это здорово осознавать, что операция облегчит дальнейшую жизнь человеку, потому что люди без почек – это очень сложные пациенты", – заключила Ангелина.

Источник: Sputnik Беларусь