В этом виде спорта полевые игроки передвигаются со скоростью до 100 километров в час, и делают они это на мотоциклах.
Болельщиков мотобол покорил своей динамикой, бескомпромиссной борьбой, ревом моторов и непредсказуемостью матчей.
Кому из любителей спорта пришла идея дать мотоциклам новое применение, остается неизвестным, но первые смельчаки стали играть в футбол на мотоциклах еще в середине 1920-х годов. В 1931 году мотобол как вид спорта был известен во Франции, а в 1933-м для игры стали готовить специальные мотоциклы.
В СССР мотобол впервые появился в 1937 году, когда студенты московского института физкультуры выехали на поле на мотоциклах и провели первый матч.
В начале 1950-х в мотобол уже играли по всей Европе, а вскоре он обрел популярность в Советском Союзе. Рев моторов притягивал к стадиону сотни болельщиков.
В мотобол играют две команды по 5 человек: вратарь и четверо игроков на мотоциклах. Играют на поле футбольного размера, но вместо травяного газона должен быть асфальт или гаревое покрытие. Ворота тоже футбольные, но разметка другая, вратарская зона – это полукруг диаметром 5,5 метра. Сюда мотоциклистам въезжать нельзя, а вратарю –выходить за пределы. Вратарь играет в шлеме, в перчатках, но отбивать мотобольный мяч диаметром 33 см непросто: сухой он весит 1 кг, намокнув под дождем, тяжесть снаряда увеличивается вдвое, а то и больше. Ловить такой мяч после удара игрока, на скорости подлетевшего к воротам, очень тяжело.
Замены игроков в мотоболе не ограничены. Порой они вынужденные из-за травмы игрока или поломки мотоцикла. Замена из-за неисправности техники может пройти и без остановки матча, игру останавливают, только если поломка очень серьезная и игрок не может самостоятельно убрать транспорт с поля. В таких случаях чаще всего происходит замена игрока и мотоцикла. Но бывают ситуации, когда игрок просто меняет железного коня и возвращается в игру уже на другом.
Сейчас играют на кроссовых мотоциклах с защитными элементами, все-таки вид спорта контактный. На мотоциклах есть дуги для ведения мяча под левую или правую ногу. В мотоболе быстрые старты и резкие остановки, в определенные моменты скорость доходит до 80 км/ч, но в таком темпе идет не не вся игра. А еще на поле есть судьи, по европейскому регламенту на одном матче работают четыре человека — двое полевых и двое за боковой линией поля. На поле они без защиты.
В 1962 году президиумом Федерации мотоспорта было принято решение о развитии мотобола в СССР. По инициативе журнала «За Рулем», в 1963 году были организованы первые официальные соревнования – Кубок журнала, в которых приняло участие 12 команд. В финале в Москве встретились команды города Кропоткин (Краснодарский край) и Алма-Аты, победили казахские спортсмены.
Первый международный мотобольный турнир состоялся в 1964 году – это был кубок Европы среди клубных команд, проходивший в нескольких европейских городах. Свои отношения выясняли сильнейшие команды Англии, Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции. В финале французы со счетом 3:1 победили немцев и стали первыми обладателями Кубка Европы по мотоболу.
В Беларуси первый показательный матч по мотоболу прошел 30 августа 1964 года в Пинске, играли две украинские команды «Маяк» (Дубровица) и «Полесье» (Владимирец). В Полесье и начался белорусский мотобол. У его истоков стоял энтузиаст и большой знаток этого спорта Василий Коростель.
Первый чемпионат СССР по мотоболу состоялся в 1965 году. Мотобольных команд в стране было десятки, первенства проходили во всех союзных республиках. Матчи собирали тысячи болельщиков, играли на самых больших стадионах – в московских «Лужниках» и на «Динамо», трансляции по телевидению вел популярный комментатор Вадим Синявский, а на некоторых матчах почетным судьей был сам Юрий Гагарин. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды «Комета» из города Элиста.
В том же году в Могилеве на стадионе «Спартак» прошел первый официальный мотобольный матч сборной Могилевской области и команды из Минска. Играли три периода по 20 минут. На 14-й минуте первый в истории белорусского мотобола гол и единственный в том матче забил минчанин Владимир Аседовский.
В 1966 году состоялся первый чемпионат Беларуси по мотоболу. Первым чемпионом БССР стала команда Минского мотовелозавода. Следующий год для белорусского мотобола знаменателен тем, что в Лунинце Иван и Адам Пилевичи, Николай Суворов и Михаил Конопацкий создали команду «Ракета». В 60-е годы прошлого века наши первопроходцы мотобола начинали буквально с нуля. У них тогда не было ни специальных мотоциклов, ни амуниции, ни стадиона. Обычные «Восходы» ковровского завода они переделали под мотобольный вариант и начали на них играть – это привлекло молодежь и болельщиков.
Начиная с 1970 года, мотоболисты лунинецкой «Ракеты» 5 раз подряд становились чемпионами республики и обладателями Кубка БССР 1971 года. В 70-е мотобольные команды появились во многих белорусских городах: «Днепр» в Бобруйске, «Свислочь» в Минске, «Припять» в Мозыре, «Березина» в Светлогорске, «Днепр» в Орше, «Восход» в Слониме.
В 1973 году в Лунинце была организована мотобольная команда «Строитель». С 1974-го она базируется в Пинске, в 1975 году «Строитель» стал чемпионом Беларуси, а еще через 2 года команда завоевала право выступать в первой лиге чемпионата СССР. А вот созданный в 79-м в Пинске «Автомобилист» стал не только многократным чемпионом Беларуси, но и чемпионом СССР. Игроки команды составляли основу национальной сборной по мотоболу.
С 1986 года вместо кубка Европы стали проводиться чемпионаты Европы среди национальных сборных. Первый в истории чемпионат было доверено провести Советскому Союзу, местом проведения стал наш Пинск. В финале 6 июля сборная СССР победила команду ФРГ со счетом 6:2 став, первым чемпионом Европы.
Сборная Беларуси по мотоболу трижды становилась серебряным призером чемпионатов Европы, в 1995-м, 1998-м и в 2001-м и трижды бронзовым призером (2000, 2003 и 2006-м).
В 2004 году в финале ХІХ чемпионата Европы, проходившего в Пинске, встретились сборные Беларуси и России. Наши мотоболисты победили со счетом 3:1 и, к огромной радости болельщиков, впервые стали чемпионами Европы.