Мусорным валом меньше стало вокруг Бреста

06.04.2023 11:25
Общество

За те полгода, что работает в должности начальник горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Худобко, под его руководством вокруг Бреста были окончательно ликвидированы все мусорные мини-полигоны. Насчитывалось этих узаконенных поселковых свалок целых 15. И каждая из них служила дурным примером всему, что движется. Место последнего пережитка средневековья – полигон под Подлесьем Радваничским – экологически реабилитировано в конце минувшего года. Скоро там заколосятся культурные посевы, пишет «Вечерний Брест».

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Помогать сельчанам цивилизованно избавляться от отходов будет Брестский мусороперерабатывающий завод. Для этого на предприятии прирастили техническую базу, установили в населенных пунктах мусоросборные контейнеры. Согласно графику, мусор из глубинки станут вывозить на общий полигон под Брестом. При этом крик земных недр по-прежнему актуален: если не можете уменьшить свой мусорный вал, то хотя бы сортируйте ваши отбросы для облегчения их переработки!

Порядочная философия

Для Александра Худобко тема культурного землепользования близка смолоду. Его отец работал агрономом, и сын выбрал сходную профессию. Окончил Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «инженер-землеустроитель». Непосредственно этим направлением и занимался на прежней работе в райисполкоме, а на новом месте понятие землеустройства приобретает несколько иной смысл.

Основную задачу экологической деятельности Александр Худобко формулирует полушутливым термином «НЭП», что расшифровывается как «наведение элементарного порядка». По его серьезному убеждению, «порядок в голове, в доме, в документах, на рабочем столе и т.д. помогает работать эффективнее, т.к. в этом случае мы не тратим энергию на преодоление хаоса. Вот вам и важнейшее условие для подъема экономики».

А за фасад заглядывали?

– Но пока что окружающая среда человеческой порядочностью не избалована. Какое неожиданное открытие принесли Вам первые месяцы работы?

– Я, конечно, знал о существовании стихийных свалок мусора, но не думал, что на самом деле их так много. Обычно мы ходим и ездим по дорожкам и улицам, от которых все это скрыто. А когда по роду деятельности приходится заезжать на пустыри, заглядывать за заборы и строения, за фасады сельхозпредприятий, сталкиваешься с иной реальностью. Объясняем людям их нарушения, выдаем предписания. При недавней министерской проверке гаражных кооперативов констатировано, что ситуация значительно улучшилась. В товариществах появились не только мусорные контейнеры, но и маслосборники для нефтепродуктов. Из 74-х существующих в Бресте гаражных кооперативов 70 уже заключили договоры с БМПЗ, и это радует.

В гаражных и садовых сообществах иногда пытаются выдать захоронение строительных отходов как бы за благоустройство подсыпкой дороги. Но при подсыпке остатки бетона и прочие горбыли следует подробить, отсортировать и уложить аккуратным слоем. Недавно нарушители этой нормы, которые просто рассыпали строительный лом в натуральном виде, были оштрафованы на сумму около 5 тысяч рублей.

На молочно-товарных фермах некоторые хозяйства грешат растеканием навозной жижи, отсутствием мусоросборников, сжиганием полиэтиленовой пленки. Свежий факт злостного загрязнения воздуха тоже был наказан рублем.

Серьезной проблемой остается разбазаривание плодородного слоя земли. При любых раскопках в почве его следует аккуратно снять и сложить в бурт, чтобы впоследствии возвратить на место в том же пятне, откуда сняли.

Городские предприятия требуют охвата НЭПом не только в период своей бурной деятельности, но и после их закрытия. Например, вследствие банкротства завода его недвижимость, как правило, продается не целиком, а частями. Территория дробится, вместо одного хозяина появляются десятки юридических лиц, и картина складывается далеко не в пользу поддержания порядка. Так случилось после банкротства завода бытовой химии, куда экологам вместе с другими надзорными службами пришлось выезжать не по одному разу.

Когда шефу небезразлично

«Наша основная задача – не топить хозяйство, обедняя его казну штрафами, а способствовать корректному и грамотному отношению к окружающей среде, начиная с контроля, замечаний и подсказок и заканчивая применением взысканий к самым непонятливым. Кто бы что ни вкладывал в понятие «окружающая среда», а в действительности она является нашим общим домом. Будем охранять его вместе».

В начале марта мне довелось быть свидетелем того, как легок на подъем в отстаивании порядка на земле новый начальник Александр Худобко. Чтобы руководитель чего бы то ни было выехал по поступившему от рядового журналиста сигналу незамедлительно? Нет, не слыхивали! Но именно так поступил с моим обращением за комментариями по поводу экологического состояния участка набережной Мухавца Александр Владимирович. Осмотрел проблемное место, связался с причастными хозяйственниками, мотивировал необходимые перемены. Уголок окружающей среды похорошел и приосанился.