Шедевры, о которых идет речь, были изъяты в 1970-х годах из местных храмов. Их автором является Малоритский (Брестский) мастер-иконописец. Оригиналы находятся в Национальном художественном музее Беларуси и имеют большую ценность. Поэтому речь идет о копиях или списках.
Первой ласточкой стала икона Рождества Богоматери. Образ был обнаружен экспедициями государственного художественного музея БССР в кладбищенской часовне села Ляховцы Малоритского района. Затем вывезен и в 1988 году реставрирован ПО «Белреставрация». Сюжет представлен фигурой полулежащей на постели Анны, зрящего с верхней палаты Иоакима (родителей Богоматери), тремя служанками и сценой купания ребенка. «…А меж палат столбы каменные и тех палат законы червлены и празелены, около ограда вохрена, бела», говорится в сводном иконописном подлиннике XVIII века.
И вот чудо – список иконы занял свое почетное место в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в малоритских Ляховцах. Большая заслуга в этом настоятеля отца Виталия (Равинского). Стоит отметить, что процесс возврата непростой. Он требует скрупулезной работы современных иконописцев и немалых денежных средств.
Проект по созданию копии-списка иконы Рождества Богородицы реализован иконописной мастерской «Завет» (Минск) совместно с Национальным художественным музеем Беларуси. Работа выполнена по старинным технологиям и с максимальной точностью. Начиналось все с изготовления иконной доски с левкасом – белым грунтом. Именно так работали старые мастера. Основа представляла собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла. Затем создавали резной древнебелорусский орнамент, которым богато украшены иконы Малоритского мастера. С такой же скрупулезностью и точностью наносился потом каждый лик и штрих. Попробуй теперь найди отличия!
«Должны что-то оставить для храма»
«Копия иконы повторяет оригинал не только визуально, но и технологически. Во время проведения работ была изучена, восстановлена и применена старинная техника резьбы по левкасу, использованы материалы и технологии иконописи XVII века. Список выполнен в размере, близком к оригиналу, 120х96 сантиметров. Воплощение этого проекта говорит о том, что наше сакральное духовное наследие продолжает жить и развиваться. Жить в людях, которые его ценят, поддерживают и передают следующим поколениям», – отмечают в иконописной мастерской.
После окончания работ копия иконы была освящена и на праздник Рождества Пресвятой Богородицы выставлена для поклонения в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Затем передана в церковь агрогородка Ляховцы. Настоятель отец Виталий поделился с журналистом «Вечерки», считай, личной историей:
– Я в приходе с 2000-го года. Однажды, перебирая архив документации, нашел акт на изъятие древнего образа Рождества Богородицы. Засела мысль создать ее список. Руководствовался тем, что на протяжении столетий храм пополнялся иконами, которые остаются в веках, а теперь мы замещаем их малохудожественными, бумажными. Решил, что и ныне живущие должны оставить что-то для храма. А еще услышал от одной пожилой прихожанки историю о том, что в начале Великой Отечественной войны немцы гнали людей за село. Видимо, хотели расстрелять. Заперли в храме. Люди молились всю ночь перед иконами… Утром приехал офицер, неожиданно накричал на охрану, и… всех отпустили. Вот и подумалось, что все это не просто так, и нужно обязательно вернуть утраченный образ в храм… К счастью, все получилось! Были найдены и жертвователи. Часть средств собрали прихожане, а часть принес в дар минский добродетель Вячеслав. Все во славу Божию!
«Сказали открыть церковь, и все…»
Как говорится, лиха беда начало. Первый пример стал заразительным в хорошем смысле слова. В октябре нынешнего года прошла встреча настоятеля Спасо-Преображенской церкви агрогородка Олтуш Малоритского района отца Владимира (Стрехи), учительницы и краеведа Екатерины Олесик с сотрудниками Национального художественного музея и иконописной мастерской «Завет» (Минск). Принято решение создать и вернуть в названный храм копии-списки еще двух икон Малоритского (Брестского) мастера «Успение» и «Целование Иоакима и Анны. Благовестие Анне», выявленных экспедицией института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР в 1970 году, а затем изъятых и отреставрированных. Работы по восстановлению оригиналов в свое время проводили в Москве и Минске.
Тем более, что в 2023 году Олтушскому храму исполняется 240 лет. Энтузиастам и всем причастным очень хочется успеть к этой круглой дате. Идею поддержало руководство Белорусской православной церкви.
– Конечно, если получится найти спонсоров, будет замечательно. Мы были бы очень благодарны, – поделился с автором строк настоятель Олтушской церкви. – Что тут говорить, время было такое, что сказали открыть церковь, и все. Забирали, что хотели… Даже документов никаких не сохранилось. Но этих образов как будто не хватало в храме все эти годы.
Но и это не все. В райцентре также не остались в стороне от благой задумки по возвращению старых икон. Благочинный церквей Малоритского округа протоиерей Виктор Полетило подтвердил, что всем сердцем поддерживает идею. Более того, есть планы воссоздать иконы Малоритского (Брестского) мастера «Преображение» и «Покров», вывезенные в советское время из храма святителя Николая Чудотворца в Малорите. Судьба их аналогична той, что имела место в Ляховцах и Олтуше.
Виктор Полетило уверен, что работы Малоритского мастера – «фишка», которой стоит гордиться. И не только малоритчанам. И не столь важно, где жил и творил талантливый иконописец XVII века. «Возможно, кто-то cо временем более тщательно займется исследованием описей храмовых икон и сделает еще немало открытий», – высказался собеседник.
Благочинный также не скрывал радости, что в Малорите заканчивается строительство нового 30-метрового пятикупольного храма в честь Малоритской иконы Божьей Матери «Умиление» начала XV века. (Она бесследно исчезла в 1991 году из музея древнебелорусской культуры Академии наук Беларуси). Прошло шесть лет, как освятили первый камень. Вскоре предстоит торжественно водрузить купола, колокола и понесется церковный звон на всю округу…