На Мицкевича создают панно с видами старого Бреста

11.10.2018 12:50
Общество

На улице Мицкевича у стены «Белалко» появились строительные леса. Ремонтами брестчан не удивишь — работы идут по всему городу. Но здесь было нечто новое: сначала появилась фигура фонарщика, затем городского сада и вокзала.

Чем ближе к 1000-летию города, тем больше в Бресте стен, которые расцветают новым обликом. Начиная с енотов на зданиях теплопунктов и кончая новенькими домами в ЮВМР-4, которые раскрашены в цвета четырёх времён года. Заметим, чем наряднее становятся улицы города, тем меньше безобразных граффити, которые уродуют стены. Быть может, потому, что исполнители трезво оценивают свой уровень мастерства…

Чтобы понять, что же происходит на Мицкевича, мы спросили непосредственно у бородатого мастера, который на строительных лесах что-то творил краской, рассматривая эскизы на рулонах картона. Кроме изображений парочки на скамьях парка, милых девушек на улице старого Брест-Литовска, легко угадывались важнейшие для города здания. Даже рисунок собачки показался аутентичным. Но стена была длинная, и захотелось узнать, какие сюжеты будут дальше. Художник ответил: «На стене будет картина Николая Гурщенкова. Я работаю по его заданию.

Всё стало ясно: Николай Гурщенков в городе известен многим. Но даже если фамилия художника кому-то ничего не говорит, мимо его работ проходят ежедневно тысячи брестчан.

Монетный двор и книгопечатники

Николай Гурщенков — уроженец Гомельской области, окончил Белорусский театрально-художественный институт, отделение станковой графики. С 1990 года переехал в Брест и до 2010-го работал в художественно-производственных мастерских Союза художников, позже УП «Мастацтва», ведущим художником в Брестском областном краеведческом музее. Гурщенков создал серию графических работ о Белорусском Полесье, чернобыльской тематики, а также монументальные работы, посвящённые Гомелю и области.

В Бресте выполнил художественное оформление музеев природы, истории города Бреста, музея «Камянецкая вежа». Работы, которые известны брестчанам, — это сграффито и росписи на Советской. Изображения Монетного двора и книгопечатников — его рук дело. Лаконичные, они напоминают, что наши предки не только воевали или страдали от нашествий, но и занимались созидательными делами. Такие картины и нас настраивают на положительный деловой настрой.
И вот тут-то надо объяснить, что такое сграффито, которые тоже есть в творческом досье художника.

Из эпохи Возрождения

Сграффито пришло к нам из Италии. Это своеобразный вид отделки стены, когда на грунтовку наносятся два и больше разных по цвету слоя. После чего по заранее заданному рисунку идёт процарапывание. Получается двухцветная картина с рельефностью.

К сожалению, в Риме побывать не удалось, но на фото видел, что поближе к нам, в Праге, сграффито из прежних веков осталось изрядное количество. Казалось бы, такие простые материалы — но попробуй придумать такой рисунок, чтобы не надоедал из года в год. Тут нужно не только техническое мастерство, но и чутьё художника.

Невольно подумал, где же этот стиль сейчас? То ли вышел из моды, уступив акрилу и пластику, то ли стало меньше мастеров ручной работы. А может, не хватает состоятельных заказчиков…

Будет готово в октябре

Мы побеседовали с Николаем Гурщенковым в среду, 10 октября. Вот что рассказал художник: «Заказчик — УП «Мастацтва», а финансирование обеспечило предприятие «Белалко, они же выразили пожелания для сюжета. Эскиз утверждён худсоветом». Последний дал рекомендации, что может улучшить восприятие картин на стенах. Для этого надо наладить освещение и изменить расположение надписи предприятия над въездными воротами».

Заметим, что въездные ворота «Белалко» сами по себе интересны. И рисунки на стене очень украсят улицу. На вопрос, какими красками выполняется работа, мастер ответил, что специальными акриловыми для наружных работ, дождь и снег им не страшны. Николаю Гурщенкову помогают художники Игорь Сковородко и Анатолий Желудько. «Если погода позволит, закончим к концу этого месяца», — сказал Гурщенков.

Бывают и злые картинки

Раз уж мы рассказали про добрые картинки, которые напоминают о славных делах наших предков и настраивают на позитив, то как не отметить, что встречаются люди с другим взглядом на жизнь. Для них творческая удача — хоть чуть-чуть плеснуть в информационное поле раздражения.

Про обычные каракули чёрным маркером мы не говорим — тут и обсуждать нечего. Пару недель назад стену одного из домов украсила фигура стройного юноши с прокламацией в руках. По исполнению это очень далеко до прославленного трафаретчика Бэнкси. Чтобы Этим франтом на стене оказался Кастусь Калиновский. Картинка явно отсылала к этому яркому и неоднозначному фрагменту истории нашей земли. Учёные до сих пор спорят, чем была для Калиновского национальная идея: целью или средством. А то, что его отряды погубили душ на порядок больше, чем Халтурина, чью улицу многие хотели бы переименовать, побуждает к сдержанности в оценках этой личности.

Естественно, раз рисунок появился без разрешения хозяев, он был закрашен.

Тут мы выходим на вопрос, что брать из прошлого города и переносить на стены и названия улиц. Старые названия лучше бы сохранить — это наша история, нечего от неё прятаться. А вот вносить в новые названия имена исторических персонажей, на чьих руках кровь, — от этого бы воздержаться. Больше позитива, больше имён людей дела! Хорошо, что у нас есть аллея фонарей с названиями достойных предприятий. Вот в этом направлении и надо двигаться.

Автор: Валерий Цапков
Фото: Алексей Ганчук
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей